• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Социология насилия

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 3-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Курс построен вокруг неоднозначного статуса категории «насилия» в социологической дисциплине. С одной стороны, насилие как таковое классически выступает предметом политической философии, психологии, права. С другой стороны, в социологии понятие используется все чаще, наравне конкурируя с концептом «конфликта»: исследователи фокусируются на насилии в семье и партнерских отношениях, на насилии в подростковой среде, на институционализированном насилии. Призванный ознакомить слушателей с широкой проблематикой исследовательской области, фокусирующейся на насилии, курс затрагивает четыре основных аспекта.Во-первых, основные и ведущие теоретические интерпретации насилия рассматриваются через призму двух конкурирующих подходов: т.н. прямого и, с другой стороны, структурного насилия. Во-вторых, особое внимание уделяется способам классификации различных типов насилия, признанных в научном сообществе. В-третьих, курс затрагивает методологические аспекты работы с феноменом и способы его операционализации в социологических исследованиях, в т. ч. рассматриваются сокращенные версии шкал его измерения, которые могут быть включены в широкий пул исследований в качестве потенциальных сильных детерминант других социальных феноменов. Наконец, структура курса не обходит вниманием реальные кейсы социального насилия и современные дискуссии о нем в научном сообществе.Отбор на курс проводится по рейтингу.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • корректно использовать и оценивать аргументы основных подходов к концептуализации феномена насилия в социальной и политической теории и философии
  • применять существующие классификации насилия, предложенные современной социальной теорией
  • корректно использовать, применяя в исследовательской практике, существующие методики и шкалы для измерения различных уровней насилия
  • интерпретировать, объяснять и определять события и случаи насилия с точки зрения различных аналитических объяснительных моделей феномена в социальной и политической теории
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • объясняет и различает основные предпосылки проблематизации насилия в социальной теории
  • объясняет и различает препятствия к социологическому теоретизированию насилия
  • выделяет основные концепты (элементы концептуализации) насилия в социальной и политической теории
  • определяет классическое насилие и выделяет частные компоненты этого определения
  • объясняет и различает подходы классических авторов к определению насилия
  • объясняет и различает способы определения насилия в философии, социологии, праве
  • определяет новое насилие и выделяет частные компоненты этого определения, осознавая концептуальные сложности указанной операции
  • объясняет и различает подходы современных авторов к определению насилия
  • объясняет и различает способы классификации и операционализации насилия
  • объясняет связанность насилия и культуры
  • иллюстрирует связанность насилия и культуры релевантными примерами из различных сфер
  • объясняет парадокс насилия между субъектом и Другим
  • выделяет позитивное разрешение парадокса соотношения насилия и Другого
  • выделяет негативное разрешение парадокса соотношения насилия и Другого
  • объясняет основные проблемы концептуализации насилия в случае нечеловеческих (технических) агентов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в проблематику социологических исследований насилия
  • «Классическое» насилие
  • «Новое» насилие
  • Насилие и культура
  • Насилие и Другой
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
    Презентация проекта эссе представляет собой устное выступление студента с презентацией (слайдами), посвященное предлагаемой проблематике эссе. Основная задача презентации проекта эссе по курсу – получение предварительной обратной связи о структуре, логике и предполагаемых аргументах эссе от преподавателя и коллег по курсу. Выступление с презентацией предполагает рефлексию студента о предполагаемом тексте: поиск уязвимых сторон выстраиваемой аргументации, попытки операционализации концептов эссе и предположений о будущем эмпирическом исследовании, попытка найти практическое применение предварительным результатам, обсуждение направлений улучшения работы и её дальнейшей публикации.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой авторское оригинальное теоретическое разбирательство, посвященное феномену насилия в его самых разнообразных формах. Теоретическая аргументация в эссе может выстраиваться (но необязательно этим ограничивается) на классических и современных работах в социологии, социальной и политической теории и философии, криминологии, философии права. Эссе представляет собой творческую работу, попытку мыслительного разбирательства с вопросом или проблемой, которые интересны студенту. Рекомендуемая структура работы включает в себя: (а) введение, в котором обозначается исследовательская проблема, представленная в качестве логического противоречия; (б) основная часть, детализируемая в произвольном количестве параграфов и подпунктов к ним, в которой рассматриваются различные теоретические подходы к решению обозначенной проблемы и приводятся непосредственные попытки разрешения поставленной проблемы; (в) заключение, суммирующее теоретические аргументы, рассмотренные в эссе и возвращающие его к поставленной во введении проблеме. В заключении студент переформулирует проблему, уточняет её, разрешает. Структура эссе может варьироваться в зависимости от заявленной темы и поставленной исследовательской проблемы. Тема эссе выбирается студентом инициативно и согласовывается с преподавателем не позднее, чем на третьей неделе реализации курса. Минимальный объем эссе – 10 тыс. знаков с пробелами; максимальный объем эссе отсутствует, но рекомендуется не превышать границу в 40 тыс. знаков с пробелами. Титульный лист и содержание работы не выносятся в качестве отдельных элементов работы. В эссе указывается только авторство работы и её тема. Требования к оформлению текста: шрифт – Times New Roman, кегль – 12 пт, выравнивание текста – по ширине, отступ перед абзацем – 1,25 пт, после абзаца - 0 пт. В файле работы устанавливаются поля – по 2 см с каждой из сторон; все страницы, кроме первой, нумеруются в правом верхнем углу. В эссе может быть использован любой удобный стиль цитирования: до тех пор, пока сохраняется единство оформления ссылочного аппарата (например, APA, ГОСТ и другие). В работе могут быть использованы концевые или подстрочные ссылки, выбор которых остается на усмотрение автора. При цитировании в обязательном порядке указывается страница источника (исключение составляют непечатные материалы, например, новостные статьи, опубликованные в сети). В конце работы приводится библиография с цитируемыми в работе источниками. Требования к минимальному количеству источников отсутствуют. Эссе, в котором присутствуют заимствования различного рода (перефразирование, цитирование без указания источника, частичные заимствования, выданные за оригинальный текст), получают 0 баллов.
  • неблокирующий Активность
    Студент участвует в дискуссии на семинаре: использует аргументы из материалов курса, прочитанной литературы, лекций и других релевантных источников. Студент критически осмысляет аргументы коллег и развивает обсуждение. *В рамках курса и по предварительному согласованию с преподавателем студент может выступить с коротким докладом на семинаре о тексте (статье или книге) или об эмпирическом исследовании (статье), которые имеют прямое отношение к курсу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.3 * Активность + 0.25 * Презентация + 0.45 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Анатомия человеческой деструктивности, Фромм, Э., 2010
  • Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме, Арендт, Х., 2008
  • Государство, Платон, ., 2005
  • Избранное. Тотальность и бесконечное, Левинас, Э., 2000
  • Избранные работы : пер. с нем., Зиммель, Г., 2006
  • Козел отпущения, Жирар, Р., 2010
  • Левиафан или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского : пер. с англ., Гоббс, Т., 1936
  • Негативная диалектика, Адорно, Т. В., 2014
  • О насилии, Арендт, Х., 2014
  • Просвещение продолжается : в защиту разума, науки, гуманизма и прогресса, Пинкер, С., 2021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анархия, государство и утопия, Нозик, Р., 2008
  • Война в XXI веке, Куманьков, А. Д., 2020
  • Гранд - отель "Бездна" : биография Франкфуртской школы, Джеффрис, С., 2018
  • Ирак: история про чайник, Жижек, С., 2004
  • Новая философия общества : теория ассамбляжей и социальная сложность, Деланда, М., 2018
  • О войне : пер. с нем., Клаузевиц, К. фон, 2007
  • Понятие политического, Шмитт, К., 2016
  • Теория партизана : промежуточное замечание к понятию политического, Шмитт, К., 2007

Авторы

  • Родионова Мария Михайловна
  • Десятова Мария Ивановна