• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Основы педагогики и методики преподавания филологических наук

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Ахапкина Яна Эмильевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения курса «Основы педагогики и методики преподавания филологических наук» студенты систематизируют знания в области русского языка (фонетики, грамматики, лексики), теории и истории литературы; овладевают навыками выявления в тексте элементов разговорной, диалектной, профессиональной речи; учатся анализировать художественный текст в различных контекстах и взаимосвязях; осваивают систему методических приемов освещения филологической проблематики в школе, в частности основных приемов и методов представления теоретических сведений из курса словесности; учатся отбирать и составлять формирующие, закрепляющие навык и проверочные задания разных типов; овладевают навыками рецензирования и мотивированного оценивания работ школьного курса. Формы контроля включают домашние задания (анализ источника, конспект урока с разработкой упражнений, оценивание работы), контрольные работы. Курс заканчивается экзаменом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • систематизация знаний в области русского языка (в частности, фонетики, синтаксиса, морфологии, лексикологии) и литературы (теории литературы, истории литературы)
  • формирование у студентов практических навыков правильной речи, оценки текста с точки зрения выявления элементов разговорной, диалектной, профессиональной речи в области лексики, морфологии и синтаксиса; анализа художественного текста в различных контекстах и взаимосвязях
  • освоение системы методических приемов освещения лингвистической и литературоведческой проблематики в школе
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Наглядно представляет сведения из основ теории литературы
  • Объясняет и комментирует с историко-культурной и теоретической точек зрения основные произведения школьной программы
  • Отбирает и составляет формирующие навык, закрепляющие навык и проверочные задания разных типов
  • Применяет основные приемы и методы представления теоретических сведений из курса словесности к анализу теста и объяснению этого анализа обучающемуся
  • Рецензирует и мотивированно оценивает работы школьного курса
  • Сополагает в художественным текстом основные закономерности словесности X-XVII вв. и литературного процесса XVIII-XX вв
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Текстоцентрический подход к обучению
  • Речевая вариативность и виды норм
  • Развитие речи
  • Литература как учебная дисциплина средней школы
  • Литературоведение в школьном изучении
  • Формы аттестационного контроля и подготовка к ним
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Анализ упражнения
    Комментируется существующая методическая разработка с самостоятельно найденными примерами и опорой на материалы курса.
  • неблокирующий Разработка собственного упражнения
    Разработайте упражнение по инструкции.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.5 * Анализ упражнения + 0.5 * Разработка собственного упражнения
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ланин, Б. А.  Методика преподавания литературы : учебная хрестоматия : учебное пособие / Б. А. Ланин. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 339 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-05383-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441273 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Русский язык : учеб. пособие для старших кл. шк. гуманитарного профиля, Багрянцева, В. А., 2006
  • Русский язык в упражнениях : учеб. пособие для вузов, Хавронина, С. А., 2016
  • Ядровская, Е. Р.  Литература: методика преподавания в основной школе : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Р. Ядровская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 236 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11921-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446440 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Ядровская, Е. Р.  Методика преподавания литературы: уроки в основной школе : учебное пособие для вузов / Е. Р. Ядровская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 236 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06184-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441768 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Антонова Е.С. - Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход - КноРус - 2007 - ISBN: 978-5-85971-609-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/179408
  • Гац, И. Ю.  Методика преподавания русского языка в задачах и упражнениях / И. Ю. Гац. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 260 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09310-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442088 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Мисаренко, Г. Г.  Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. Г. Мисаренко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 314 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06558-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/436543 (дата обращения: 28.08.2023).