• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Универсальные компетентности и новая грамотность

Статус: Курс обязательный (Педагогическое образование)
Направление: 44.04.01. Педагогическое образование
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Педагогическое образование
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Курс адресован студентам магистратуры и направлен на прояснение концептуального беспорядка, сопровождающего тему развития в школе универсальных компетентностей и новой грамотности ("мягких навыков", "навыков 21 века"). Рассматриваются причины перехода от знаний к компетентностям, обсуждается баланс и взаимодействие предметных знаний, компетентностей, грамотности в учебных программах. Анализируется устройство различных компетентностей. Подробно разбираются их основные группы: критическое и креативное мышление, взаимодействие с людьми, управление собой. Обсуждаются традиционные и новые виды грамотности. Уделяется внимание методам обучения, в т.ч. рассматривается вопрос о варьировании сложности учебных заданий для поддержки универсальных компетентностей. Даются рекомендации по проектированию учебной программы, интегрирующей предметное содержание и компетентности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с универсальными компетентностями и новой грамотностью и научить интегрировать их в предметное знание при проектировании собственных учебных курсов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • узнавать рамки компетенций в разных вариантах представления и структурирования.
  • ориентироваться в наиболее известных рамках компетенций, значимых для сферы образования
  • формулировать собственные учебные цели, определять свои интересы в предлагаемом учебном материале
  • различать традиционную и новую грамотность, анализировать выражения вида "такая-то грамотность" по их смысловому наполнению
  • различать количественную и качественную сложность текста
  • настраивать сложность учебных заданий, направленных на развитие универсальных компетентностей
  • идентицифицировать и формулировать "большие идеи" в своей предметной области
  • разворачивать "большие идеи" по годам обучения, выдерживая преемственность и отмечая межпредметные связи
  • анализировать относительный характер "функциональной грамотности" с учетом социального и исторического контекста
  • узнавать элементы компетентности управления собой в разных вариантах названий, определять их смысловое место в рамке компетентностей
  • узнавать элементы компетентности взаимодействия с людьми в разных вариантах названий, определять их смысловое место в рамке компетентностей
  • выделять в разных педагогических подходах те их особенности, которые поддерживают развитие универсальных компетентностей или же препятствуют ему.
  • выделять "предметные" виды грамотности и анализировать их структуру
  • связывать "предметные" виды грамотности с дисциплинарным знанием, устанавливать их место в учебной программе
  • анализировать суть цифровой грамотности, выделять ее элементы, объяснять их вариативность в разных подходах
  • анализировать место цифровой грамотности среди других видов грамотности
  • анализировать состав предметной грамотности; выделять элементы, образующие предметную грамотность в разных областях
  • анализировать состав инструментальной грамотности, выделять родственные и различные элементы в ее вариантах
  • узнавать элементы компетентности мышления (критического мышления, креативности) в разных вариантах названий, определять их смысловое место в рамке компетентностей
  • проектировать целостную цепочку элементов, соединяющих предметное содержание, "большие идеи", универсальные компетентности, новую грамотность и образовательные результаты
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Мини-эссе о грамотности
    Объясните, можно ли, говоря о школьнике, считать синонимами следующие понятия: функциональная грамотность, саморегулируемое обучение, умение учиться. Приведите аргументы "за" и "против". Объем не более 3 страниц (1 стр = 1800 знаков).
  • неблокирующий Проектирование цепочки "большая идея - компетентности - обр. результат"
  • неблокирующий Разбор универсальных компетентностей и новой грамотности на практических примерах
    Выберите не менее трех вопросов из предложенного списка и поясните свои ответы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.3 * Мини-эссе о грамотности + 0.4 * Проектирование цепочки "большая идея - компетентности - обр. результат" + 0.3 * Разбор универсальных компетентностей и новой грамотности на практических примерах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • !Hola, amigos!, Jarvis, A. C., 2004
  • "...душевно к вам привязан": Переписка графа Александра Воронцова и бригадира Алексея Дьяконова (..., , 2022
  • "А за мною шум погони..." Борис Пастернак и власть. 1956 -1972 : документы, , 2001
  • "Амазонки Авангарда", Трегулова, З. И., 2001
  • "Былое и думы" Герцена, Чуковская, Л. К., 1966
  • Империя знаков, Барт, Р., 2004
  • Как жить вместе: романтические симуляции некоторых пространств повседневности : конспекты лекций в Коллеж де Франс, 1976 - 1977 гг., Барт, Р., 2016
  • Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей; Как вырабатывать уверенность в себе и влиять..., Карнеги, Д., 1989
  • Реальность абсурда : сб. произведений : пер. с нем., Кафка, Ф., 2003
  • Философия мифологии : От античности до эпохи романтизма, Найдыш, В. М., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Знак. Символ. Миф : труды по языкознанию, Лосев, А. Ф., 1982
  • Идеи и знаки. Семиотика, философия языка и теория коммуникации в эпоху Французской революции, Ланина Е.Е., Ланин Д.А., 2004
  • Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично; Как завоевывать друзей и ..., Карнеги, Д., 2000

Авторы

  • Карроль Мария Сергеевна