• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Mеждународные экономические организации и интеграционные объединения

Статус: Курс обязательный (Мировая экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса студенты познакомятся со структурой и функциями международных экономических организаций, международных форумов и интеграционных группировок.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам представление об основных международных экономических организациях и региональных экономических объединениях;
  • Показать их роль в современной системе международных экономических отношений;
  • Раскрыть специфику их деятельности;
  • Сформировать понимание интересов России в отношениях с этими организациями.
  • Оценить деятельность международных экономических организаций и интеграционных объединений в условиях внешних вызовов (пандемия, современная геополитическая ситуация в связи с украинским конфликтом, рост протекционизма и т. д.)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать экономические предпосылки процесса глобализации; этапы и проблемы формирования международной системы экономического регулирования; компетенции международных институтов;
  • Уметь пользоваться методикой проведения системного и институционально-правового анализа в ходе изучения участия России в деятельности международных институтов, участвующих в глобальном регулировании международной торговли, движения капитала, валютно-финансовой сферы, экологии, энергетики, защиты прав интеллектуальной собственности,цифровизации; обладать навыками экспертной оценки необходимости эффективности глобального регулирования в отдельных областях;
  • Иметь навыки качественного и количественного анализа важнейших тенденций развития международного экономического регулирования, уметь предлагать способы и методы защиты экономических интересов России в отношениях с международными институтами
  • Знать критерии интеграционных объединений, уметь оценивать эффекты участия страны в интеграционном объединении, уметь выявлять особенности интеграционных объединений на разных континентах.
  • Оценивать влияние геополитическим вызовом на деятельность международных экономических организаций и развитие интеграции
  • Определять эффективность деятельности международных экономических организаций и интеграционных объединений и выявлять проблемы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Пределы и возможности международного регулирования. Формирование глобальной системы экономического регулирования. Теоретические и практические аспекты
  • 2. ООН – фундамент глобальной системы. Задачи общеэкономического характера в деятельности международных институтов. (ОЭСР). Роль неформальных институтов.
  • 3. Регулирование международной торговли.
  • 4. Обеспечение глобального устойчивого роста. Реализация ЦУР
  • 5. Международные финансовые организации
  • 6. Новые подходы к решению проблем мировой энергетики.
  • 7. Суть и основные черты региональной межгосударственной интеграции. ЕС как наиболее развитая форма интеграции
  • 8. Особенности развития интеграционных процессов в АТР
  • 9. Специфика деятельности региональных экономических объединений на американском континенте
  • 10. Перспективы интеграционных процессов в Африке Африканский союз
  • 11. Новые приоритеты развития интеграции на постсоветском пространстве
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Выступления с докладами и презентациями
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа– по раделу «Интеграционные объединения».
  • неблокирующий Эссе
    Эссе студенты пишут по разделу «Международные экономические организации». Студент должен описать деятельность любой международной организации в ответ на внешние вызовы современности по выбору (пандемия, рост протекционизма, украинский конфликт и т.д.) и дать ей оценку. Требования к эссе – 7-9 стр., 14 шрифт, интервал 1,5
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    Таким образом, оценка итоговая равна оценке накопленной. I = 0,25хR + 0,25хК + 0,3хS + 0,2хД , где I – это итоговая оценка, R – оценка за эссе, К – оценка за контрольную работу, S – оценка активности участия в дискуссиях, Д – оценка за выступления с докладами и презентациями. Итоговая оценка выставляется по методике, которую условно можно назвать накопительно - универсальной, на основе учета следующих показателей студента в процессе обучения: 1) активность на семинарских занятиях и качество выступлений во время дискуссий (15%); 2) выступления с докладами и презентациями (15%); 3) результат контрольной работы (15%); 4) оценка за эссе (15%); Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Глобальное экономическое регулирование : учебник для вузов, Зуев, В. Н., 2009
  • Глобальное экономическое регулирование: Учебник / Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ); Под ред. В.Н. Зуева. - Москва : Магистр, 2014. - 574 с. ISBN 978-5-9776-0115-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/444172
  • Нестерова, А. А. Европейская интеграция : учебное пособие / А. А. Нестерова. — Минск : БГУ, 2020. — 107 с. — ISBN 978-985-566-976-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/180530 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Невоенные рычаги внешней политики России: региональные и глобальные механизмы - 978-5-7598-0907-4 - ред. М. В. Братерский - 2012 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/29664 - 29664 - iBOOKS

Авторы

  • Зуев Владимир Николаевич
  • Островская Елена Яковлевна