• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Научно-исследовательский семинар: Статистические модели в анализе психологических данных

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 34

Программа дисциплины

Аннотация

Статистическая модель – это, по сути, формализация исследовательской гипотезы в математическом виде. Выбор статистической модели и анализ ее качества позволяют ответить на исследовательский вопрос. В ходе изучения курса студенты увидят, что за подавляющим большинством статистических методов лежит общая логика линейных моделей. Начав с общей модели для количественных переменных, которые будут рассматриваться подробно, мы распространим логику линейных моделей для случаев бинарных, номинативных и порядковых переменных. В каждом случае мы рассмотрим условия применимости соответствующих моделей и что можно сделать, если эти условия не выполняются; как анализировать качество модели и выбрать наилучшую из нескольких; как интерпретировать полученные результаты и представлять их в постерах и публикациях. Затем мы перейдем к рассмотрению немного более сложных, но в то же время более гибких вариантов: обобщенных и смешанных моделей. В ходе освоения курса студенты получат практический опыт анализа и представления результатов анализа данных с использованием языка R и соответствующих пакетов в нем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование навыков формализации дизайна исследования в виде соответствующих ему линейных моделей для дальнейшего статистического анализа
  • формирование основных навыков для построения, оценки, сравнения и модификации линейных моделей при проверке гипотез и в поисковых исследованиях
  • освоение средств языка R для построения и диагностики общих, обобщенных и смешанных линейных моделей
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • вносит изменения в модель или преобразует исходные данные для соблюдения допущений применимости линейных моделей
  • формализует исследовательскую гипотезу в виде уравнения регрессии для ее дальнейшей проверки
  • формализует исследовательскую гипотезу в виде линейной модели для ее дальнейшей проверки
  • оценивает и интерпретирует доверительные интервалы для линейной регрессии
  • выбирает предикторы линейной модели на основании статистических и информационных критериев
  • задает модельную матрицу, соответствующую описанию линейной модели и полученным данным
  • проводит запланированные контрасты, соответствующие исследовательской гипотезе
  • оценивает соблюдение условий применимости линейной модели
  • задает и анализирует линейные модели, проверяющие гипотезы о модерации
  • проводит медиационный анализ с помощью регрессионных моделей
  • определяет необходимый размер выборки для линейных моделей с непрерывными и категориальными предикторами и их взаимодействием
  • анализирует качество линейных моделей, подобранных методом максимального правдоподобия
  • интерпретирует результаты логистической регрессии
  • анализирует качество и дает содержательную интерпретацию линейным моделям для счетных зависимых переменных
  • задает и анализирует смешанную линейную модель в соответствии с дизайном исследования
  • моделирует смешанную часть линейной модели в соответствии с полученными данными
  • анализирует величину эффекта в смешанных линейных моделях
  • оценивает необходимый объем выборки для использования смешанных линейных моделей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Статистические модели в научном познании.
  • Раздел 2.1. Линейная регрессия как линейная модель.
  • Раздел 2.2. Условия применимости линейных моделей
  • Раздел 2.3. Выбор оптимальной модели
  • Раздел 3.1. Введение в общие линейные модели
  • Раздел 3.2. Модерация
  • Раздел 3.3. Медиация
  • Раздел 3.4. Анализ мощности для линейных моделей
  • Раздел 4.1. Обобщенные линейные модели
  • Раздел 4.2. Логистическая регрессия
  • Раздел 4.3. Обобщенные модели для счетных данных
  • Раздел 5.1. Модели со смешанными эффектами: основные идеи
  • Раздел 5.2. Виды моделей со смешанными эффектами
  • Раздел 5.3. Структура дисперсии, величина эффекта и анализ мощности в смешанных моделях
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест 1
    Тест состоит из открытых и закрытых вопросов по материалам разделов 1 - 3.1.
  • неблокирующий Тест 2
    Тест состоит из открытых и закрытых вопросов по материалам разделов 3.2 - 4.3.
  • неблокирующий Тест 3
    Тест состоит из открытых и закрытых вопросов по материалам разделов 5.1. - 5.3.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание выполняется в группах до 3 человек включительно. Студентам предлагается датасет, на материале которого необходимо ответить поставленные исследовательские вопросы с использованием общих линейных моделей. Домашнее задание сдается в виде документа R или Rmd, содержащим код анализа и подробные комментарии.
  • неблокирующий Курсовой проект
    Курсовой проект выполняется в группах до 3 человек включительно. Студентам предлагается два датасета, для каждого из которых необходимо ответить на поставленные исследовательские вопросы. Первый датасет предполагает использование обобщенных линейных моделей, второй - смешанных линейных моделей. Проект сдается в виде документа .R или .Rmd, в котором содержится скрипт проведенного анализа, а также подробные комментарии к нему с ответами на поставленные вопросы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Курсовой проект + 0.2 * Тест 1 + 0.15 * Тест 2 + 0.15 * Тест 3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мастицкий, С. Э. Статистический анализ и визуализация данных с помощью R / С. Э. Мастицкий, В. К. Шитиков. — Москва : ДМК Пресс, 2015. — 496 с. — ISBN 978-5-97060-301-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/73072 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Роберт, И. R в действии. Анализ и визуализация данных в программе R : руководство / И. Роберт, Кабаков , перевод с английского Полины А. Волковой. — Москва : ДМК Пресс, 2014. — 588 с. — ISBN 978-5-97060-077-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/58703 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Agresti, A. (2015). Foundations of Linear and Generalized Linear Models. Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=941245
  • Rumberger, R. W. (1997). Hierarchical linear models: Applications and data analysis methods : and . Newbury Park, CA: Sage, 1992. (ISBN 0-8039-4627-9), pp. xvi + 265. Price: U.S. $45.00 (cloth). Economics of Education Review, (3), 348. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.ecoedu.v16y1997i3p348.348

Авторы

  • Козлов Дмитрий Дмитриевич