Бакалавриат
2023/2024
Чагатайский язык и литература
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Турция и тюркский мир)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Айбазова Зухра Казимовна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
70
Программа дисциплины
Аннотация
Чагатайский язык, или тюрки – средневековый литературный язык, сложившихся на территории Средней Азии в XV-XVI вв. Он вобрал в себя инодиалектные формы, обусловленные интенсивными контактами между тюркскими народами карлукской, огузской, кыпчакской групп, в результате чего приобрел наддиалектный характер, усугубившийся большим количеством арабско-персидских заимствований и арабской графикой. Благодаря этому сочинения на чагатайском языке были широко читаемы тюркоязычными народами от Босфора до Алтая и Индии. Этим фактом определяется значение чагатайского для студента-тюрколога. В рамках курса слушатели получат представление о лингвоэтнической и лингвокультурной ситуации на территории Восточного и Западного Туркестана в XIII-XV вв., глубоко и всесторонне познакомятся с морфологией, синтаксисом и лексикой среднеазиатского тюрки, а также приобретут значительный опыт работы с текстами, составленными на этом языке. Преподавание чагатайского осуществляется с использованием методологического инвентаря сравнительного тюркского языкознания и филологической компаративистики.
Цель освоения дисциплины
- Приобрести представление: - о ключевых исторических и политических событиях на территории Восточного и Западного Туркестана в 13-15 вв., которые определили языковую картину региона; - о роли и значении чагатайского языка как продолжении восточно-тюркских исламских письменных традиций и как результате интеграции различных культурно- лингвистических групп; - об основных научных подходах в определении чагатайского языка и его границ в диахроническом срезе.
- Получение знаний о становлении и развитии чагатайской литературы, осведомленность об основных литературных фигурах и ключевых произведениях, влиянии чагатайской литературы на литературные процессы не только в пределах Империи Тимуридов, но и за её пределами; понимание различных подходов к периодизации этой литературы
- Обеспечить студентам детальное понимание грамматики и лексической структуры чагатайского языка. Обучить чтению и анализу текстов на чагатайском языке, выделению древнеуйгурских архаизмов, а также распознаванию персидских и арабских заимствований. Формирование навыков выделения морфологических и синтаксических форм, характерных для литературного среднеазиатского тюрки.
- Углубление знаний по грамматике и лексике чагатайского языка. Формирование умения переводить и интерпретировать чагатайские тексты различных жанров в их оригинальной графике.
Планируемые результаты обучения
- Студент различает ключевые исторические и политические процессы, протекавшие на территории Средней Азии в 13-15 вв.; имеет представление об основных факторах, которые способствовали появлению и развитию чагатайского языка; ознакомлен с разницей в определениях чагатайского языка крупнейшими исследователями оного.
- Студент выделяет основные этапы чагатайской литературы, ориентируется в ключевых авторах и произведениях каждого периода
- Студент уверенно читает и анализирует транслитерированные тексты, понимает их суть и может создавать простые предложения на чагатайском языке, используя словарь.
- Студент умеет правильно применять грамматику и лексику чагатайского языка, распознает и понимает особенности арабской графики в чагатайских текстах. Успешно читает, переводит и анализирует чагатайские арабографичные тексты.
- Студент выделяет основные этапы чагатайской литературы, ориентируется в ключевых авторах и произведениях каждого периода.
- Студент сравнивает транслитерированные тексты, объясняет их суть и может создавать простые предложения на чагатайском языке, используя словарь.
- Студент описывает грамматику и лексику чагатайского языка, распознает и формулирует особенности арабской графики в чагатайских текстах. Успешно читает, переводит и разбирает чагатайские арабографичные тексты.
- Студент различает ключевые исторические и политические процессы, протекавшие на территории Средней Азии в 13-15 вв.; имеет представление об основных факторах, которые способствовали появлению и развитию чагатайского языка; ознакомлен с разницей в определениях чагатайского языка крупнейшими исследователями оного
- Студент сравнивает транслитерированные тексты, объясняет их суть и может создавать простые предложения на чагатайском языке, используя словарь
- Студент описывает грамматику и лексику чагатайского языка, распознает и формулирует особенности арабской графики в чагатайских текстах. Успешно читает, переводит и разбирает чагатайские арабографичные тексты
Содержание учебной дисциплины
- Культурная и лингвоэтническая ситуация на территории Восточного и Западного Туркестана в контексте исторических событий 13-15 вв.
- Знакомство с корпусом литературы на чагатайском языке в рамках трех ключевых этапов её развития
- Грамматика чагатайского языка, чтение и анализ транслитерированных текстов
- Продвинутое изучение грамматики и лексики чагатайского языка с анализом арабографичных текстов
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.15 * Письменная работа + 0.15 * Письменная работа + 0.15 * Работа в аудитории + 0.15 * Работа в аудитории + 0.4 * Экзамен
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.15 * Письменная работа + 0.15 * Письменная работа + 0.15 * Работа в аудитории + 0.15 * Работа в аудитории + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Поэтика ранневизантийской литературы, Аверинцев, С. С., 1977
- Тюрки : двенадцать лекций по истории тюркских народов Средней Азии, Бартольд, В. В., 2018
Рекомендуемая дополнительная литература
- Тюркское языкознание. Филология. Руника, Самойлович, А. Н., 2005