• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Чагатайский язык и литература

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Турция и тюркский мир)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 70

Программа дисциплины

Аннотация

Чагатайский язык, или тюрки – средневековый литературный язык, сложившихся на территории Средней Азии в XV-XVI вв. Он вобрал в себя инодиалектные формы, обусловленные интенсивными контактами между тюркскими народами карлукской, огузской, кыпчакской групп, в результате чего приобрел наддиалектный характер, усугубившийся большим количеством арабско-персидских заимствований и арабской графикой. Благодаря этому сочинения на чагатайском языке были широко читаемы тюркоязычными народами от Босфора до Алтая и Индии. Этим фактом определяется значение чагатайского для студента-тюрколога. В рамках курса слушатели получат представление о лингвоэтнической и лингвокультурной ситуации на территории Восточного и Западного Туркестана в XIII-XV вв., глубоко и всесторонне познакомятся с морфологией, синтаксисом и лексикой среднеазиатского тюрки, а также приобретут значительный опыт работы с текстами, составленными на этом языке. Преподавание чагатайского осуществляется с использованием методологического инвентаря сравнительного тюркского языкознания и филологической компаративистики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобрести представление: - о ключевых исторических и политических событиях на территории Восточного и Западного Туркестана в 13-15 вв., которые определили языковую картину региона; - о роли и значении чагатайского языка как продолжении восточно-тюркских исламских письменных традиций и как результате интеграции различных культурно- лингвистических групп; - об основных научных подходах в определении чагатайского языка и его границ в диахроническом срезе.
  • Получение знаний о становлении и развитии чагатайской литературы, осведомленность об основных литературных фигурах и ключевых произведениях, влиянии чагатайской литературы на литературные процессы не только в пределах Империи Тимуридов, но и за её пределами; понимание различных подходов к периодизации этой литературы
  • Обеспечить студентам детальное понимание грамматики и лексической структуры чагатайского языка. Обучить чтению и анализу текстов на чагатайском языке, выделению древнеуйгурских архаизмов, а также распознаванию персидских и арабских заимствований. Формирование навыков выделения морфологических и синтаксических форм, характерных для литературного среднеазиатского тюрки.
  • Углубление знаний по грамматике и лексике чагатайского языка. Формирование умения переводить и интерпретировать чагатайские тексты различных жанров в их оригинальной графике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент различает ключевые исторические и политические процессы, протекавшие на территории Средней Азии в 13-15 вв.; имеет представление об основных факторах, которые способствовали появлению и развитию чагатайского языка; ознакомлен с разницей в определениях чагатайского языка крупнейшими исследователями оного.
  • Студент выделяет основные этапы чагатайской литературы, ориентируется в ключевых авторах и произведениях каждого периода
  • Студент уверенно читает и анализирует транслитерированные тексты, понимает их суть и может создавать простые предложения на чагатайском языке, используя словарь.
  • Студент умеет правильно применять грамматику и лексику чагатайского языка, распознает и понимает особенности арабской графики в чагатайских текстах. Успешно читает, переводит и анализирует чагатайские арабографичные тексты.
  • Студент выделяет основные этапы чагатайской литературы, ориентируется в ключевых авторах и произведениях каждого периода.
  • Студент сравнивает транслитерированные тексты, объясняет их суть и может создавать простые предложения на чагатайском языке, используя словарь.
  • Студент описывает грамматику и лексику чагатайского языка, распознает и формулирует особенности арабской графики в чагатайских текстах. Успешно читает, переводит и разбирает чагатайские арабографичные тексты.
  • Студент различает ключевые исторические и политические процессы, протекавшие на территории Средней Азии в 13-15 вв.; имеет представление об основных факторах, которые способствовали появлению и развитию чагатайского языка; ознакомлен с разницей в определениях чагатайского языка крупнейшими исследователями оного
  • Студент сравнивает транслитерированные тексты, объясняет их суть и может создавать простые предложения на чагатайском языке, используя словарь
  • Студент описывает грамматику и лексику чагатайского языка, распознает и формулирует особенности арабской графики в чагатайских текстах. Успешно читает, переводит и разбирает чагатайские арабографичные тексты
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Культурная и лингвоэтническая ситуация на территории Восточного и Западного Туркестана в контексте исторических событий 13-15 вв.
  • Знакомство с корпусом литературы на чагатайском языке в рамках трех ключевых этапов её развития
  • Грамматика чагатайского языка, чтение и анализ транслитерированных текстов
  • Продвинутое изучение грамматики и лексики чагатайского языка с анализом арабографичных текстов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий Работа в аудитории
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.15 * Письменная работа + 0.15 * Письменная работа + 0.15 * Работа в аудитории + 0.15 * Работа в аудитории + 0.4 * Экзамен
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.15 * Письменная работа + 0.15 * Письменная работа + 0.15 * Работа в аудитории + 0.15 * Работа в аудитории + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Поэтика ранневизантийской литературы, Аверинцев, С. С., 1977
  • Тюрки : двенадцать лекций по истории тюркских народов Средней Азии, Бартольд, В. В., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Тюркское языкознание. Филология. Руника, Самойлович, А. Н., 2005

Авторы

  • Айбазова Зухра Казимовна
  • Каменева Ольга Николаевна
  • Хомченкова Варвара Валентиновна