• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Научно-исследовательский семинар "Дистантные и локальные процессы в синтаксисе"

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

В синтаксической структуре всё связано между собой, и изменение в одной составляющей часто влечёт изменение в другой. Однако синтаксические процессы различаются по тому, насколько далеко по структуре они могут распространяться: одни действуют локально (например, в пределах одной клаузы), а другие – дистантно (за пределами клаузы). Это противопоставление хорошо известно на материале связывания местоимений: местоимения типа себя стандартно имеют антецедент в той же клаузе, а типа его – как раз в другой. Но то же противопоставление важно и для других синтаксических явлений. Например, генитив при отрицании может быть не только локальным (Он не крал этих денег), но и дистантным, когда отрицание находится на клаузу выше (Он не хотел красть этих денег. Различается ли один процесс в разных языках по локальности / дистантности? Есть ли процессы, которые бывают только локальными или только дистантными? Можно ли говорить про морфологические показатели – например, временные – что у них дистантная интерпретация? Как современные теории описывают различие локальных и дистантных употреблений? Всё это мы обсудим в рамках НИСа на материале разных языков и разных подходов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить студентов с методами современного синтаксиса
  • Показать студентам важность противопоставления дистантных и локальных процессов в синтаксисе
  • Дать студентам сведения о тех типах синтаксических элементов и синтаксических связей, для которых релевантно противопоставление между локальной и дистантной интерпретацией или лицензированием
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты владеют понятием дистантного и локального процесса / интерпретации.
  • Студенты знают набор единиц, которые могут интерпретироваться локально или дистантно.
  • Студенты умеют приводить примеры процессов, завязанных на любую границу клаузы, и процессов, завязанных только на финитную клаузу.
  • Студенты владеют навыком исследования местоимений, их интерпретаций и сопоставления местоимений с другими сходными единицами по признаку доступных интерпретаций. В частности, они способны для данного языкового примера показать, какой тип интерпретации имеют местоимение или аналогичная единица.
  • Студенты умеют распознавать грамматические категории, для которых релевантна дистантная и локальная интерпретация.
  • Для заданного примера студенты могут пояснить, какие категории в рамках одного предложения различаются по типу интерпретации.
  • В рассматриваемых языковых данных студенты умеют описать лицензирующую единицу и форму или слово, которые она лицензирует, а также пояснить, способна ли данная единица лицензироваться дистантно, локально или обоими способами.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие дистантного и локального процесса (дистантной и локальной интерпретации)
  • Роль понятия клаузы для различия между дистантными и локальными прочтениями
  • Лексические единицы, их дистантные и локальные прочтения
  • Грамматические механизмы, их дистантная и локальная интерпретация
  • Дистантное и локальное лицензирование
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Местоимения и другие несамостоятельные единицы, контроль грамматических категорий
  • неблокирующий Описание примеров на интерпретацию грамматических категорий и несамостоятельных единиц
    На примере предложений из разноструктурных языков студенты описывают - как для категорий, которые есть и в европейских языках, так и на примере отсутствующих в европейских языках явлений - интерпретацию и сферу действия категорий, а также виды клауз, в которых действует данный тип присваивания интерпретации.
  • неблокирующий Эссе по темам курса
    В рамках эссе студенты исследуют вопросы, связанные с одной из частей курса (например, связыванием местоимений, нулевых единиц, присваиванием грамматических глагольных или именных категорий, лицензированием формы или типа местоимения) на примере одного языка или нескольких языков. Исходными данными служат корпусные примеры, примеры из интернета или результаты опроса носителей.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.3 * Местоимения и другие несамостоятельные единицы, контроль грамматических категорий + 0.2 * Описание примеров на интерпретацию грамматических категорий и несамостоятельных единиц + 0.5 * Эссе по темам курса
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Arnold, B. T., & Choi, J. H. (2003). A Guide to Biblical Hebrew Syntax. New York, N.Y.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=304470
  • Haspelmath, M. (2014). Comparative syntax. Europe, Europe: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5BE52A01
  • Modern syntax : a coursebook, Carnie, A., 2011
  • Olsson, M. (2015). C Quick Syntax Reference. [New York]: Apress. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=944034
  • The syntax workbook : a companion to Carnie's syntax, Carnie, A., 2013
  • Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • !Bien dicho!, Pinilla, R., 2005