Бакалавриат
2023/2024
Искусство первой половины XX века
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (История искусств)
Направление:
50.03.03. История искусств
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Петухов Алексей Валерьевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен основным проблемам и мастерам искусства первой половины XX века в Европе и США и охватывает материал от экспериментов авангарда до Первой мировой войны (кубизм, фовизм, экспрессионизм, беспредметное искусство) до течений межвоенного периода (дадаизм, сюрреализм и другие). Особое внимание уделяется вопросам эстетики модернизма.
Цель освоения дисциплины
- формирование у студента представлений о месте и роли искусства первой половины XX века в мировой истории
- формирование у студента представлений о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным этапам искусства данного периода
- ознакомление студентов с мировыми и отечественными трудами о генезисе и историческом развитии искусства в рамках рассматриваемого периода
- выработка у студентов умения раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры
- развитие у студентов комплексного представления о взаимодействии и взаимовлиянии творчества художников, мнений критиков, деятельности художественного рынка, вкусов коллекционеров и кураторов музейных коллекций
- выработка у студентов умения определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
Планируемые результаты обучения
- владеть основными методами и терминологией
- знать мировые и отечественные труды о генезисе и историческом развитии искусства в рамках рассматриваемого периода
- знать стилистические особенности этого искусства в целом, а также о специфические черты изобразительной деятельности, присущие отдельным этапам искусства данного периода
- представлять место и роль искусства второй половины XIX – первой половины XX века в мировой истории
- уметь определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
- уметь раскрыть связь между формальнообразной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры
Содержание учебной дисциплины
- Искусство первой половины ХХ века. Из века XIX-го в XX-й.
- Искусство первой половины ХХ века. Культура символизма и ее влияние в ХХ столетии. Ар нуво.
- Искусство первой половины ХХ века. «Сила инстинкта» и «новые обретения» фовизма.
- Искусство первой половины ХХ века. Кубизм и его «эхо» в «-измах» 1910-х гг.
- Искусство первой половины ХХ века. От экспрессионизма к абстракции: «Мост и Синий всадник».
- Искусство первой половины ХХ века. Романтика беспредметного. Россия – Германия – Голландия.
- Искусство первой половины ХХ века. Дада: антиискусство как международный проект.
- Искусство первой половины ХХ века. Сюрреализм 1920-х–1930-х. гг. Между эпатажем, коммерцией и дизайном.
- Искусство первой половины ХХ века. Практичность беспредметного. Баухаус, Интернациональный стиль, «модернизм».
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2000
- История памятников архитектуры : от пирамид до небоскребов, Овсянников, Ю. М., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Barr, A. H. (2018). Cubism and Abstract Art. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2154455
- Brodskai︠a︡, N. V. (2012). Symbolism. [New York]: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=436236
- Dadaism, Surrealism, and the Unconscious. (2013). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8B7A3F83
- Expressionism in the Netherlands. (2019). Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.dare.uva.nl.publications.4c9995c5.c90f.46fd.9a2d.7e538460f957
- Kandinsky, W. (2015). Wassily Kandinsky. New York: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1055729
- Nathalia Brodskaïa. (2018). Impressionism. [N.p.]: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1793825
- Seder, A. (2015). Art Nouveau: Objects and Artifacts. Mineola, New York: Dover Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1155836
- Weber, N. F. (2013). The Bauhaus Group (Vol. Unabridged). New York: Knopf. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=723242