Бакалавриат
2023/2024
Медиаграмотность
Статус:
Курс обязательный (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Медиаобразование и медиаграмотность – важнейшая часть жизни современного общества, в котором медиа понимается как «общественное благо» и институт для развития граждан. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ в свое время внесло медиаобразование в число приоритетных направлений развития медиаотрасли. Предлагаемая дисциплина представляет собой экспериментальный курс, позволяющий познакомить студентов не только с основами медиаграмотности в целом как важнейшего феномена современной информационной культуры, но и с его современными направлениями, активно разрабатываемыми на факультете, – новостной грамотностью и трансмедиаграмотностью. Курс нацелен на преподавание важнейших постулатов ответственного отношения к информации, предлагаемой современными СМИ, на воспитание грамотного потребителя продукции медиа в целом и журналистской новости, в частности, на знакомство с азами грамотного потребительского взаимодействия с видеограми, мемами, комиксами и другими элементами современных медиа.
Цель освоения дисциплины
- Овладение базовыми навыками качественной интерпретации медиасообщений.
- Изучение методов деконструкции новостных материалов современных СМИ.
- Изучение основных понятий и ведущих компонентов феномена медиаграмотности; факторов, влияющих на ее становление;«зон риска» современных медиа.
- Знакомство со специфическими характеристиками новостных материалов, отличающими их от материалов других типов современной журналистики, рекламы, PR, пропаганды и иных элементов информационного пространства.
- Овладение методиками оценки источников новостей.
- Освоение технологий анализа новостных материалов различных СМИ.
- Выработка навыков критического мышления по отношению к продукции современных медиа.
- Овладение навыками трансмедийной грамотности грамотного пользовательского отношения к комиксам, мемам компьютерным играм и т.д.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует новостные материалы различных СМИ.
- Владеет знанием необходимого тезауруса.
- Владеет методиками атрибутирования медиатекстов.
- Выделяет специфические характеристики новостных материалов, отличающих их от материалов других типов современной журналистики, рекламы, PR, пропаганды и иных элементов информационного пространства.
- Знаком с дискуссионными точками современной медиатеории.
- Называет основные определения, концепции, подходы медиаграмотности.
- Ориентируется в ведущих механизмах формирования новостной повестки дня.
- Различает методики манипуляции в визуальных материалах.
- Понимает специфические особенности трансмедийного контента (комиксы, мемы, компьютерные игры, аудиовизуальные материалы и т.д.) и владеет навыками грамотного медиапотребления такого контента.
Содержание учебной дисциплины
- Медиаграмотность: сущность, основные понятия, проблемы формирования
- Новости в социуме: историческая ретроспектива
- Новость в современном коммуникационном пространстве
- Новости в социуме: закономерности производства, распространения и потребления
- Новость и ее «соседи» по медиапространству (проблема идентификации новостного сообщения)
- Журналистика новостей и журналистика мнений
- Источники информации, их верификация и методики оценки
- Фейк или не фейк? Проблема верификации новостных сообщений современных СМИ
- Власть изображения: манипуляционные возможности визуального контента
- Основы трансмедийной грамотности
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 1st module0.2 * Домашние задания + 0.2 * Коллоквиум + 0.2 * Посещаемость + 0.4 * Творческое зачетное задание
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Кастельс, М. Власть коммуникации : учебное пособие / М. Кастельс , под редакцией А. И. Черных , перевод с английского А. А. Архиповой. — 3-е изд. — Москва : Высшая школа экономики, 2020. — 591 с. — ISBN 978-5-7598-2119-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173399 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- 20287 - И.Яблоков - Русская культура заговора: Конспирологические теории на постсоветском пространстве - 9785001392910 - Alpina - Альпина нон-фикшн - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/20287
- Alpina - 17977 - Б.Козловский; С. Московский - Максимальный репост: Как соцсети заставляют нас верить фейковым новостям - 9785961415261 - Альпина Паблишер - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/17977
- Амиров, В. М. Деловая журналистика : учебное пособие / В. М. Амиров. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 100 с. — ISBN 978-5-9765-3483-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/105141 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Вирен, Г. Современные медиа: Приемы информационных войн : учебное пособие / Г. Вирен. — Москва : Аспект Пресс, 2017. — 128 с. — ISBN 978-5-7567-0824-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97232 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- История и теория медиа - 978-5-7598-1188-6 - Кирия И.В., Новикова А.А. - 2017 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362024 - 362024 - iBOOKS
- Калмыков А.А., Коханова Л.А. - Интернет-журналистика - ЮНИТИ-ДАНА - 2017 - ISBN: 978-5-238-00771-0 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=341330
- Муратов, С. А. Телевизионная журналистика. Телевидение в поисках телевидения : учебное пособие для вузов / С. А. Муратов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 240 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06810-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512916 (дата обращения: 27.08.2024).
- Тард, Г. Общественное мнение и толпа / Г. Тард. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 91 с. — ISBN 978-5-507-38120-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/47049 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Тертычный, А. А. Аналитическая журналистика : учебное пособие / А. А. Тертычный. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2013. — 352 с. — ISBN 978–5–7567–0555–3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68845 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.