• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Эконометрика

Статус: Курс обязательный (Мировая экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 3-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 104

Программа дисциплины

Аннотация

Анализ данных на различных уровнях их формирования от макроэкономики до экономики фирмы и семейного хозяйства, с целью обнаружения скрытых закономерностей и связей, является одной из важнейших детерминант успешного развития современной отечественной и мировой экономики. В настоящее время и в обозримой перспективе инструментарий исследователя в этой области активно обогащается и будет обогащаться методами искусственного интеллекта, которые позволяют переложить решение части творческих задач на интеллектуальные системы. Освоение этих возможностей следует начинать на начальной стадии развития необходимых навыков у студентов. Целью дисциплины «Эконометрика» является — дать студентам научное представление о методах и моделях современной эконометрики, в частности, основанных на использовании искусственного интеллекта, которые позволяют получать количественные оценки различных закономерностей в экономике, а также прогнозировать социально-экономические процессы. Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38.03.01 "Экономика" подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Эконометрика».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  •  Формирование у студентов навыков самостоятельной реализации элементарных проектов, связанных с управлением данными— организацией сбора и хранения данных, выбором данных по определенным критериям, содержащим несколько условий, модификацией данных, обменом данными между различными приложениями, интеграцией данных, полученных из различных источников.
  •  Формирование у студентов навыков самостоятельной реализации элементарных проектов, связанных с современным анализом данных основанном на машинном/статистическом обучении с целью описания статистических взаимосвязей между различными показателями для организации планирования, управления и прогнозирования.
  •  Ознакомление студентов с примерами использования методов искусственного интеллекта в анализе экономических данных, в частности в исследовании рынков и интеллектуальном анализе полученных данных.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет содержательно интерпретировать параметры моделей с панельными данными.
  • Умеет анализировать качество данных, умеет обнаруживать статистические свойства данных.
  • Знает методы обнаружения «единичных корней».
  • Знает определение модели ARMA.
  • Знает определение стационарности в широком смысле.
  • Умеет определять наличие/отсутствие стационарности.
  • Умеет построить модель ARMA.
  • Умеет приводить ряд к стационарному виду.
  • Умеет проверять гипотезы из прикладной области с помощью построенной МЛР на основе проверки статистических гипотез.
  • Умеет выбирать релеватную спецификацию модели для анализа панельных данных, корректно интерпретирует результаты оценивания модели с фиксированными эффектами и модели со случайными эффектами
  • Записывает уравнение регрессии, учитывающее панельный характер данных.
  • Умеет оценивать параметры моделей с панельными данными
  • Знать основные принципы регрессионного анализа панельных данных и уметь с ними работать
  • Умеет строить модель долговременного и гармонического тренда временного ряда
  • Знать основные задачи, решаемые с использованием статистического обучения.
  • Знать основные проблемы, возникающие при использовании статистического обучения.
  • Уметь выполнить иерархическую кластеризацию данных и интерпретировать полученные результаты
  • Уметь выполнить кластеризацию к-средних с выбором оптимального числа кластеров. Уметь интерпретировать полученные результаты.
  • Уметь выбрать количество и построить главные компоненты для заданного набора данных.
  • Уметь дать интерпретацию главным компонентам.
  • Знать понятия "выброс для линейной регрессии", "точка разбалансировки".
  • Уметь диагностировать точки разбалансировки и выбросы для линейной регрессии.
  • Уметь специфицировать и оценить модель логистической регрессии.
  • Уметь оценить качество модели логистической регрессии
  • Уметь построить регрессионное дерево
  • Уметь построить дерево классификации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ISL_2. Определение и задачи статистического обучения
  • ISL_7. Обучение без учителя. Классификация
  • МИРЭК_1-3 Обучение без учителя. Снижение размерности
  • МИРЭК_1-4. Обучение без учителя. Обнаружение аномалий.
  • ISL_4. Задача восстановления регрессии
  • ISL_6. Обучение с учителем. Методы классификации. Модели конечного выбора.
  • МИРЭК_1-7. Обучение с учителем. Классификация. Линейный дискриминантный анализ.
  • ISL_5. Обучение с учителем. Деревья принятия решений.
  • МИРЭК_1-9. Модели панельных данных
  • МИРЭК_1-10. Моделирование сезонных и не сезоных явлений.
  • МИРЭК_1-11. Определение и классификация временных рядов.
  • МИРЭК_1-12. Модели нестационарных процессов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах - 1
    Решение задач на семинарах.
  • неблокирующий Работа на семинарах - 2
    Решение задач на семинарах
  • неблокирующий Работа на семинарах - 3
    Решение задач на семинарах
  • неблокирующий Текущее тестирование - 1
  • неблокирующий Текущее тестирование - 2
  • неблокирующий Текущее тестирование - 3
  • неблокирующий Экзамен - 1
  • неблокирующий Экзамен - 2
  • блокирующий Самостотяельная работа
  • неблокирующий Вопрос на лекции - 1
    В конце лекции выделяется время для вопросов студентов. Любой из слушателей может задать вопрос по просушенной лекции. Качество вопроса оценивается.
  • неблокирующий Вопрос на лекции - 2
    В конце лекции выделяется время для вопросов студентов. Любой из слушателей может задать вопрос по просушенной лекции. Качество вопроса оценивается.
  • неблокирующий Вопрос на лекции - 3
    В конце лекции выделяется время для вопросов студентов. Любой из слушателей может задать вопрос по просушенной лекции. Качество вопроса оценивается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    0.2 * Вопрос на лекции - 1 + 0.3 * Работа на семинарах - 1 + 0.3 * Текущее тестирование - 1 + 0.2 * Экзамен - 1
  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.1 * Вопрос на лекции - 2 + 0.1 * Вопрос на лекции - 3 + 0.1 * Работа на семинарах - 2 + 0.1 * Работа на семинарах - 3 + 0.3 * Самостотяельная работа + 0.1 * Текущее тестирование - 2 + 0.1 * Текущее тестирование - 3 + 0.1 * Экзамен - 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • The elements of statistical learning : data mining, inference, and prediction, Hastie, T., 2017
  • Анализ временных рядов и прогнозирование : учебник для вузов, Афанасьев, В. Н., 2010
  • Введение в эконометрический анализ панельных данных : учеб. пособие, Ратникова, Т. А., 2010
  • Эконометрика : учеб. пособие для вузов, Айвазян, С. А., 2010
  • Эконометрика. Начальный курс : учебник для вузов, Магнус, Я. Р., 2001
  • Эконометрика. Начальный курс : учебник для вузов, Магнус, Я. Р., 2021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Clustering for data mining : a data recovery approach, Mirkin, B., 2005
  • Contrast data mining : concepts, algorithms, and applications, , 2013
  • Data mining : practical machine learning tools and techniques, Witten, I. H., 2011
  • Анализ временных рядов. Прогноз и управление. Вып.1: ., Бокс, Дж., 1974
  • Анализ временных рядов. Прогноз и управление. Вып.2: ., Бокс, Дж., 1974
  • Анализ панельных данных и данных о длительности состояний : учеб. пособие, Ратникова, Т. А., 2014
  • Технологии анализа данных: Data Mining, Visual Mining, Text Mining, OLAP : учеб. пособие, Барсегян, А. А., 2008
  • Эконометрика - 2: продвинутый курс с приложениями в финансах : учебник, Айвазян, С. А., 2015
  • Эконометрика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата, Демидова, О. А., 2017
  • Эконометрика для начинающих : дополнительные главы, Носко, В. П., 2005
  • Эконометрика для начинающих : Осн. понятия, элементарные методы, граница применимости, интерпретация результатов, Носко, В. П., 2000
  • Эконометрика. Кн. 1: Ч. 1: Основные понятия, элементарные методы; Ч.2 : Регрессионный анализ временных рядов, Носко, В. П., 2011
  • Эконометрика. Кн. 2: Ч. 3: Системы одновременных уравнений, панельные данные, модели с дискретными и ограниченными объ..., Носко, В. П., 2011

Авторы

  • Поляков Константин Львович