• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Государственная политика в сфере социальной поддержки: теория и практика

Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Государственное и муниципальное управление
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина нацелена на формирование у слушателей представлений об основных теоретических подходах, практике реализации и анализе государственной социальной поддержки как гуманитарной составляющей социальной политики. Курс раскрывает истоки, логику формирования, направления государственной социальной политики в сфере социальной поддержки, структуру системы социальной поддержки, что позволит сформировать у студентов целостное представление об особенностях развития и государственного управления этой системой. В фокусе внимания в рамках курса находится, в первую очередь, мировой контекст, в котором по мере релевантности соответствующего опыта обозначаются примеры российских практик. Слушатели смогут сформировать комплексное представление о социальной поддержке не только как национальной социальной доктрине, государственном курсе, внутриполитической стратегии, но и как компоненте повседневной жизни людей и организаций, части социального и культурного контекста, влияющего на жизненный путь людей, социальные отношения в обществе, социальную структуру и дифференциацию.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – сформировать у студентов представление о ключевых направлениях и формах социальной поддержки, представить опыт реализации программ социальной поддержки в России и отдельных странах мира, столкнувшихся с похожими социальными проблемами. Курс закладывает общие знания и понятийную базу по социальным программам и социальной поддержке, которые будут расширены и углублены на втором году обучения при освоении курсов по выбору, посвященных отдельным направлениям и формам социальной поддержки.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализировать и оценивать современные социально-экономические и управленческие процессы в сфере социальной поддержки
  • Корректно применять современные информационно-коммуникационные технологии и информационные ресурсы для оценки и принятия управленческих решений
  • Разрабатывать и обосновывать управленческие решения в сфере социальной поддержки
  • Формулировать основные теоретико-методологические подходы к управлению системой социальной поддержки
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Система социальной защиты и ее функции. Формы и инструменты социальной защиты.
  • Бедность, социальная эксклюзия, социальное неравенство. Социальные риски.
  • Здоровье как компонент качества жизни. Оценка состояния здоровья.
  • Оценка результативности социальных программ
  • Социальная помощь на основе социального контракта
  • Социальная поддержка пожилого населения. Пенсионное обеспечение. Старение и активное долголетие.
  • Социальное обслуживание. Система долговременного ухода.
  • Социальная поддержка семей с детьми
  • Социальная интеграция мигрантов: основные проблемы, вызовы и практика социальной поддержки
  • Проблемы системы социальной поддержки России и перспективы ее развития
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах в 3 и 4 модулях
    Работа на семинарских занятия осуществляется в виде выполнения заданий непосредственно на занятии, а также в виде отчетности по домашним заданиям. Работа может иметь вид опроса, дискуссии, докладов, решения задач, проектов и прочих активностей. Работа осуществляется индивидуально или в группе - в соответствии с требованиями преподавателей.
  • неблокирующий Деловая игра
    Преподавателями предлагается проблемная ситуация, для которой группа студентов при поддержке преподавателей разрабатывает, презентует и защищает особоснованное решение.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в виде письменной работы, содержащей закрытые (тестовые) вопросы и вопросы, требующие развернутого ответа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.3 * Деловая игра + 0.2 * Работа на семинарах в 3 и 4 модулях + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социальная политика : учеб. пособие для вузов, Смирнов, С. Н., 2004
  • Экономический анализ социальных проблем, Ле Гранд, Дж., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 9781108104081 - Sokhey, Sarah Wilson - The Political Economy of Pension Policy Reversal in Post-Communist Countries - 2017 - Cambridge University Press - http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1578646 - nlebk - 1578646
  • Brunel, M., & Carrère, A. (2017). Les personnes âgées dépendantes vivant à domicile en 2015. Premiers résultats de l’enquête CARE « ménages ». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F26351D5
  • Couvert, N. V. aut. (2017). Allocation personnalisée d’autonomie : les aides apportées aux personnes âgées / Nadège Couvert. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.494619511
  • Demintseva, E. (2017). Labour migrants in post-Soviet Moscow: patterns of settlement. Journal of Ethnic & Migration Studies, 43(15), 2556–2572. https://doi.org/10.1080/1369183X.2017.1294053
  • Demintseva, E., & Kashnitsky, D. (2016). Contextualizing Migrants’ Strategies of Seeking Medical Care in Russia*. International Migration, 54(5), 29–42. https://doi.org/10.1111/imig.12247
  • Fizzala, A. (2016). Dépendance des personnes âgées : qui paie quoi? ; L’apport du modèle Autonomix / Arnaud Fizzala. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.479915474
  • Florence Thibault. (2014). Ambitions et évaluation du Revenu de solidarité active. Economie et Statistique, (1), 51. https://doi.org/10.3406/estat.2014.10246
  • Gertler, P., & World Bank. (2011). Impact Evaluation in Practice. Washington, D.C.: World Bank Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=360343
  • Operations Evaluation Department. (2004). Monitoring and Evaluation : Some Tools, Methods, and Approaches. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CB0A62C6
  • Øverbye, E., & Kemp, P. (2018). Pensions: Challenges and Reforms. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1640832
  • World Health Organisation (WHO). (2015). World Report on Ageing and Health. Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.ess.wpaper.id7816
  • Zaidi, A. (2017). Measuring Active and Healthy Ageing: Lessons from Active Ageing Index of the European Countries. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4CB2AF57
  • БЕЛИКОВА МАРИНА. (2015). Семейная политика в современной России: основные проблемы и пути решения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.41D69A3B
  • Деминцева Екатерина Борисовна, Зеленова Дарья Александровна, Космидис Елизавета Алексеевна, & Опарин Дмитрий Анатольевич. (n.d.). Возможности адаптации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fvozmozhnosti-adaptatsii-detey-migrantov-v-shkolah-moskvy-i-podmoskovya
  • Екатерина Борисовна Деминцева, Дарья Александровна Зеленова, Елизавета Алексеевна Космидис, & Дмитрий Анатольевич Опарин. (2017). Возможности адаптации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья. Демографическое Обозрение, (4), 80. https://doi.org/10.17323/demreview.v4i4.7529
  • Жукова, О. А., & Бастракова, Н. С. (2018). Государственная семейная политика и проблема родительства в современной России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E75827C7
  • Ирина Андреевна Григорьева, Ирина Леонидовна Сизова, & Анастасия Юрьевна Москвина. (2019). Социальное обслуживание пожилых: реализация Федерального закона № 442 и дальнейшие перспективы. Monitoring Obŝestvennogo Mneniâ: Ekonomičeskie i Socialʹnye Peremeny, (4). https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.4.08
  • Прокофьева, Л. М., Корчагина, И. И., Миронова, А. А., & Тарновская, Е. Е. (2015). The Social contract as a mechanism enabling households to overcome poverty in Russia ; Социальный контракт как механизм преодоления бедности в России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F48B6589
  • Путеводитель по современной эконометрике : учеб.- метод. пособие для вузов, Вербик, М., 2008
  • Синявская Оксана Вячеславовна. (n.d.). Российская пенсионная система в контексте демографических вызовов и ограничений. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2frossiyskaya-pensionnaya-sistema-v-kontekste-demograficheskih-vyzovov-i-ogranicheniy

Авторы

  • Селезнева Елена Владимировна
  • Нагерняк Мария Александровна
  • Синявская Оксана Вячеславовна
  • Грищенко Наталья Борисовна
  • Деминцева Екатерина Борисовна
  • Овчарова Лилия Николаевна
  • Горина Елена Александровна