• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

История изучаемого региона (Япония)

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 100

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к дисциплинам базовой профильной части профессионального цикла. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: — Литература изучаемого региона (Япония) — Религиозно-философские традиции изучаемого региона (Япония) — Классический восточный язык (Японский язык) — Культурное развитие и искусство изучаемого региона (Япония) — Социальные и политические институты изучаемого региона (Япония) — Экономика изучаемого региона (Япония)
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История изучаемого региона (Япония)» являются: — создание комплексного представления о физической, социальной и экономической географии современной Японии — формирование представления об этническом составе и населении Японского архипелага, архипелагов Нансэй и Нампо — создание комплексного представления о периодизации и основных периодах истории Японии с древности до к. XVIII в.; — формирование представления о наиболее значимых научных открытиях, исторических событиях и личностях, повлиявших на ход древней и средневековой истории и на формирование японской культуры; — знакомство с основными трактовками и оценками ключевых проблем истории Японии, устоявшимися на данный момент в историографии; — анализ влияния исторического наследия на формирование культурных и мировоззренческих особенностей современного японца, на формирование его образа мышления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует события периода Адзути-Момояма, дает оценку реформам двух объединителей Японии в компаративном сопоставлении.
  • Выделяет основные характеристики периода Дзёмон и разбирается в процессах, проистекавших в этот период.
  • Называет основные события периода Хэйан, разбирается в причинах смут XII в.
  • Описывает трудности установления хронологических рамок периода Ивадзюку.
  • Отличает артефакты эпохи Яёй, разбирается в социальной жизни протояпонцев.
  • Разбирается в кодексе «Тайхо Рицурё», а также в религиозных процессах периода Нара и условиях возвышения дома Фудзивара.
  • Разбирается в политическом устройстве периода Муромати, имеет представление о причинах упадка сёгуната Асикага.
  • Разбирается в событиях XVI в., рассказывает о первых контактах между японцами и европейцами.
  • Разбирается в типологии курганов периода Кофун и погребальном инвентаре данных захоронений.
  • Рассказывает о новых буддийских школах и течениях период Камакура, а так же в формировании культурных особенностей эпохи.
  • Способен сформулировать особенности культурного развития Японии в период Асука.
  • Способен дать основные физико-географические характеристики Японии – климате, ландшафте, флоре и фауне страны.
  • Имеет представление о ландшафте, рельефе, животном и растительном мире Японии
  • Может перечислить и охарактеризовать основные агломерации Японии
  • Способен перечислить и охарактеризовать основные индустриально-промышленные комплексы Японии
  • Различает регионы страны и их географические и экономические особенности – Хоккайдо, Тохоку, Канто, Тюбу, Кинай, Тюгоку, Сикоку, Кюсю, архипелаг Рюкю.
  • Способен охарактеризовать основные экономические и социальные процессы периода Эдо на рубеже XVIII-XIX вв.
  • Разбирается в основных направлениях деятельности кабинета министров под руководством С. Абэ в 2012-2020 г. На основе самостоятельного информационного поиска готов дать оценку действий правительства Ё. Суга в период пандемии COVID-19.
  • — Способен охарактеризовать основные социальные процессы, происходившие в японском обществе второй половины ХХ века - начала XХI вв.
  • — Разбирается в истории возникновения синто и проникновения других религий в Японию
  • — Способен охарактеризовать основные направления и проблемы курса Абэномики
  • Способен охарактеризовать историческое и современное административное деление Японии
  • Различает географические и экономические особенности региона Хоккайдо
  • Различает географические и экономические особенности региона Тохоку
  • Различает географические и экономические особенности региона Канто
  • Различает географические и экономические особенности региона Тюбу
  • Различает географические и экономические особенности региона Кинай
  • Различает географические и экономические особенности регионов Тюгоку и Сикоку
  • Различает географические и экономические особенности региона Кюсю и архипелага Рюкю
  • Разбирается в династических связях дома Токугава н. XVII в.
  • Разбирается в административном устройстве и социально-экономических особенностях эпохи Токугава, знает основные вехи история российско-японских отношений в XVIII в.
  • Описывает основные проблемы и реформы бакуфу в Японии к. XVIII 1 пол. XIX вв.
  • Различает основные проблемы и особенности развития периода бакумацу в Японии
  • Может охарактеризовать основные тенденции развития японского общества и государства в период Мэйдзи
  • Способен охарактеризовать основные неравноправные договоры, заключенные с Японией, а также завоеванные Японией провинции.
  • Может перечислить основные политические события эпохи Тайсё
  • Может перечислить основные факты и особенности социально политического развития Японии в период милитаризма.
  • Разбирается в названиях и программах политических партий послевоенной Японии
  • Способен охарактеризовать основные направления внешней политики послевоенной Японии
  • В состоянии дать анализ основных проблем государственного управления послевоенной Японии
  • Описывает основные тенденции развития и может анализировать основные проблемы развития экономики послевоенной Японии
  • Разбирается в проблемах окружающей среды современной Японии
  • Умеет анализировать особенности социальных институтов японского общества
  • Разбирается в основных проблемах окружающей среди и в инновационном развитии современной Японии
  • Разбирается в особенностях формирования и изменения социальных институтов японского общества
  • Разбирается в особенностях правоохранительной системы и гражданского общества в Японии
  • Разбирается в социальных институтах традиционной культуры и религии Японии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Физическая география Японии
  • Административное деление Японии
  • Регионы Японии: восток и северо-восток
  • Регионы центральной Японии
  • Регионы западной Японии
  • Первобытная Япония: Ивадзюку и Дзёмон
  • Ранняя древность: периоды Яёй и Кофун
  • Становление государства Ямато: периода Асука и Нара
  • Период Хэйан (794–1185)
  • Период Камакура (1192–1333)
  • Период Муромати (1338–1573)
  • Период Адзути-Момояма (1568-1600)
  • Период Эдо, часть 1: н. XVII- 2 пол. XVIII вв.
  • Окончание периода Эдо (к. XVIII - 1 пол. XIX)
  • Период бакумацу (1853-1867)
  • Первая половина эпохи Мэйдзи: от событий 1867 г. до Японо-китайской войны.
  • Вторая половина эпохи Мэйдзи: создание колониальной державы
  • Япония в 1910-1920-е гг.: демократия Тайсё
  • Консервативный поворот и эпоха милитаризма (1930-1945)
  • Государственное устройство, внутренняя и внешняя политика послевоенной Японии
  • Тенденции экономического развития послевоенной Японии
  • Экологическая политика и инновационное развитие современной Японии
  • Особенности формирования социальной структуры японского общества и их изменение в глобальном мире
  • Институт семьи и образование в Японии
  • Государство и общество в Японии. Правоохранительная система, гражданское общество
  • Социальные институты: культура и религия
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах (все модули 8)
  • неблокирующий Доклад (все модули 8)
  • неблокирующий Контурные карты (2 курс 2 модуль)
  • неблокирующий Письменный тест (2-3 курс)
  • неблокирующий Письменный тест (4 курс 3 модуль)
  • неблокирующий Письменный тест (4 курс 4 модуль)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.15 * Доклад (все модули 8) + 0.15 * Доклад (все модули 8) + 0.15 * Доклад (все модули 8) + 0.15 * Доклад (все модули 8) + 0.1 * Контурные карты (2 курс 2 модуль) + 0.1 * Контурные карты (2 курс 2 модуль) + 0.15 * Письменный тест (2-3 курс) + 0.15 * Письменный тест (2-3 курс) + 0.15 * Письменный тест (2-3 курс) + 0.15 * Письменный тест (2-3 курс) + 0.15 * Работа на семинарах (все модули 8) + 0.15 * Работа на семинарах (все модули 8) + 0.15 * Работа на семинарах (все модули 8) + 0.15 * Работа на семинарах (все модули 8)
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.33 * Доклад (все модули 8) + 0.33 * Доклад (все модули 8) + 0.34 * Письменный тест (2-3 курс) + 0.34 * Письменный тест (2-3 курс) + 0.33 * Работа на семинарах (все модули 8) + 0.33 * Работа на семинарах (все модули 8)
  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.165 * Доклад (все модули 8) + 0.165 * Доклад (все модули 8) + 0.165 * Доклад (все модули 8) + 0.165 * Доклад (все модули 8) + 0.17 * Письменный тест (2-3 курс) + 0.17 * Письменный тест (2-3 курс) + 0.17 * Письменный тест (2-3 курс) + 0.17 * Письменный тест (2-3 курс) + 0.165 * Работа на семинарах (все модули 8) + 0.165 * Работа на семинарах (все модули 8) + 0.165 * Работа на семинарах (все модули 8) + 0.165 * Работа на семинарах (все модули 8)
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.33 * Доклад (все модули 8) + 0.33 * Доклад (все модули 8) + 0.34 * Письменный тест (2-3 курс) + 0.34 * Письменный тест (2-3 курс) + 0.33 * Работа на семинарах (все модули 8) + 0.33 * Работа на семинарах (все модули 8)
  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    0.165 * Доклад (все модули 8) + 0.165 * Доклад (все модули 8) + 0.165 * Доклад (все модули 8) + 0.165 * Доклад (все модули 8) + 0.17 * Письменный тест (4 курс 3 модуль) + 0.17 * Письменный тест (4 курс 3 модуль) + 0.17 * Письменный тест (4 курс 4 модуль) + 0.17 * Письменный тест (4 курс 4 модуль) + 0.165 * Работа на семинарах (все модули 8) + 0.165 * Работа на семинарах (все модули 8) + 0.165 * Работа на семинарах (все модули 8) + 0.165 * Работа на семинарах (все модули 8)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Abegglen, J. C. (2006). 21st-Century Japanese Management : New Systems, Lasting Values. Basingstoke [England]: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=159706
  • Akamatsu, P. (2010). Meiji 1868 : Revolution and Counter-Revolution in Japan. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=345286
  • Alexander Prasol. (2010). Modern Japan: Origins Of The Mind - Japanese Traditions And Approaches To Contemporary Life. World Scientific.
  • Andrew Wood, & Susan Roberts. (2011). Economic Geography : Places, Networks and Flows. Routledge.
  • Baker, R. F., & Conlan, T. D. (2006). The Kamakura Shogunate. Calliope, 16(5), 6. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=19482959
  • Binoche-Guedra Jacques. (1994). The Cambridge History of Japan, vol. 5 : The Nineteenth Century, edited by Marius B. Jansen. Revue Française d’histoire d’outre-Mer, 81(305), 535–537.
  • Bintliff, J. L. (2004). A Companion to Archaeology. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108701
  • Buddhism and Political Power in Medieval Japan: The Rituals of the Consecration of the Emperor. (2018). https://doi.org/10.5281/zenodo.1327378
  • D. Shevchenko. (2017). Modern Status and Modernization of the Japan Economy. Вестник Университета, (12), 144. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2017-12-144-149
  • Gordon, A. (2003). A Modern History of Japan : From Tokugawa Times to the Present. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=120926
  • Hellyer, R. (2002). Historical and Contemporary Perspectives on the Sakoku Theme in Japanese Foreign Relations: 1600-2000. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DF2EC89F
  • Iso Mutsu. (2012). Kamakura: Fact & Legend. [N.p.]: Tuttle Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1567561
  • K. Henshall. (2012). A History of Japan : From Stone Age to Superpower: Vol. 3rd ed. Palgrave Macmillan.
  • Laver, M. S. (2011). The Sakoku Edicts and the Politics of Tokugawa Hegemony. Amherst, NY: Cambria Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=498480
  • López, J. (2019). Toyotomi Hideyoshi y Europa: contactos entre el gobierno japonés y los portugueses y castellanos en el Japón de finales del siglo XVI. Universitat Pompeu Fabra, 2019. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edstdx&AN=edstdx.10803.667523
  • Marius B. Jansen, & Gilbert Rozman. (2014). Japan in Transition : From Tokugawa to Meiji. Princeton University Press.
  • Martine Julia van Ittersum. (2015). Adam Clulow, The Company and the Shogun: The Dutch Encounter with Tokugawa Japan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2533BB4F
  • McCormack, G., & Sugimoto, Y. (2017). Democracy in Contemporary Japan. [Place of publication not identified]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1565031
  • McNally, M. (2018). Japan : The Heian Period. Farmington Hills, MI: Gale, Cengage Learning. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1926617
  • Mikiso Hane. (2013). Modern Japan : A Historical Survey: Vol. 5th ed. Routledge.
  • Olga Kryuchkova. (2018). Heavenly River. Legends and Myths of Ancient Japan. [N.p.]: Babelcube Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1942978
  • Pierre-Philippe Combes, Thierry Mayer, & Jacques-François Thisse. (2008). Economic Geography: The Integration of Regions and Nations. Post-Print. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.hal.journl.hal.00311000
  • Sandra Buckley. (2002). Encyclopedia of Contemporary Japanese Culture. Routledge.
  • Shaw, B. (2012). Dragons and Tigers: A Geography of South, East and Southeast Asia. Asian Studies Review, 36(3), 433–435. https://doi.org/10.1080/10357823.2012.712653
  • Turnbull, S. R., & Rava, G. (2010). Toyotomi Hideyoshi. Oxford: Osprey Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=328238
  • Turnbull, S. R., & Rava, G. (2012). Tokugawa Ieyasu : Leadership, Strategy, Conflict. Oxford: Osprey Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=728515
  • WERT, M. (2006). Meiji Ishin no Saisozo: Kindai Nihon no “Kigen Shinwa” (The Reinvention of the Meiji Restoration: The Myth of Historical Origin of Modern Japan), by Miyazawa Seiichi. Tokyo: Aoki Shoten, 2005, 261 pp., {yen}2,800 (ISBN 4-250-20500-2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.44437993
  • YANAGIHARA Toshiaki. (2013). Onmyōdō in the Muromachi Period. Japanese Journal of Religious Studies, 40(1), 131–150. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=89635536
  • История Японии : учебник для вузов, Лещенко, Н. Ф., 2015
  • Силаев, В. (1995). 95.02.042. Этика Бизнеса: Япония И Мировая Экономика. Business Ethics: Japan A. The Global Economy / Ed. By Dunfee Th. W., Nagayasu Y.- Dordrecht Etc: Kluwer, 1993.- Xi, 275 P.- (Iss. In Business Ethics; Vol. 5). Социальные и Гуманитарные Науки. Отечественная и Зарубежная Литература. Серия 2: Экономика. Реферативный Журнал, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15099116
  • Японский феномен глазами российских японоведов : монография / М. В. Бабкова, М. П. Герасимова, О. А. Добринская [и др.] , под редакцией И. П. Лебедевой [и др.]. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 400 с. — ISBN 978–5–7567–0966–7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115649 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Японский феномен глазами российских японоведов, , 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A brief history of Japanese civilization, Schirokauer, C., 2006
  • История Японии, , 2002
  • История Японии. XX век, Молодяков, В. Э., 2009
  • Краткая история Японии, Ландау, А., 2017
  • Краткая история Японии, Мейсон, Р. Г. П., 2022
  • Социальный протест на современном Востоке, коллективная монография, под ред. д-ра истор. наук, проф. Д. В. Стрельцова ; МГИМО (Университет) МИД России, 304 с., , 2016
  • Японский феномен, Лебедева, И. П., 1996

Авторы

  • Гришачев Сергей Викторович
  • Перлова Юлия Валерьевна