Магистратура
2023/2024
Социальные процессы в деловой сфере и бизнесе
Статус:
Курс обязательный (Социология публичной сферы и цифровая аналитика)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Гоголева Анна Сергеевна
Прогр. обучения:
Социология публичной сферы и цифровая аналитика
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Социальные процессы в деловой сфере и бизнесе» посвящен ключевым вопросам социальных процессов и взаимодействий в деловой сфере. Курс раскрывает вопросы прежде всего с точки зрения внутренней социальной организации компаний, рассматривая внешнюю среду компаний в качестве социального контекста. Отдельное внимание уделяется инклюзивным практикам, формирующимся в бизнес-компаниях как под воздействием Целей устойчивого развития ООН и международных норм в сфере корпоративной социальной ответственности, так и в связи с развитием инклюзии как ценности в российском обществе.Социальная организация трудовой деятельности в российском бизнесе является ключевым для понимания процессов, происходящих в современной деловой сфере. Это целостная система институционально-практических и ценностно-культурных элементов, создающая совокупность преднамеренных и непреднамеренных воздействий на индивидов в рамках организации. Таким образом, реальная трудовая деятельность работников российских организаций осуществляется в противоречивом по своей сути поле практик и повседневных взаимодействий. Слушатели этого курса получат опыт системного социологического анализа условий труда, управленческих практик, результатов трудовой деятельности сотрудников организаций в условиях приоритета целей бизнеса – высоких экономических показателей. Фокус курса сделан на изучении процессов, сопутствующих цифровизации деятельности и функций, а практическая основа заданий предполагает анализ, основанных на данных. В курсе будут использованы результаты 1) социологических исследований по вопросам норм и управленческих практик в деловой сфере (исследования, которые были проведены в рамках исследовательских проектов Центра исследований социальной организации бизнеса НИУ ВШЭ); 2) социологических исследований (интервью и репрезентативного всероссийского опроса), проведенных в рамках НЦМУ с целью изучения состояния дел с инклюзией и управлением многообразием в российских бизнес-компаниях и 3) практических проектов (проектирование систем стимулирования, анализ результатов обучения и оценки сотрудников и др.). Междисциплинарный характер изучаемых исследовательских проектов позволит слушателям освоить принципы работы с разнородными по качеству данными, полученными из источников на разных уровнях, узнают особенности интерпретации результатов подобных исследований. В данном курсе социологические знания, обогащенные инструментарием и результатами исследования по проекту НЦМУ, будут применены для поиска источников устойчивого роста и развития отдельных людей, групп и организаций, поскольку организация как объект исследования дает возможность наблюдать за социальными взаимодействиями на разных уровнях: индивида, групп, различных подразделений и отделов организации, и проследить, как программы и проекты, в том числе, связанные с инклюзией, могут согласовывать различные интересы и достигать поставленных целей.
Цель освоения дисциплины
- Подготовка выпускников к участию в проектной, исследовательской и информационно-аналитической деятельности, связанной с взаимодействием с современными организациями в качестве аналитиков способных: - планировать и проводить экспертизу проектов в деловой сфере с точки зрения учета целей и интересов менеджмента организаций и их сотрудников, - участвовать в разработке программ и проектов, ориентированных на создание устойчивых взаимодействий, построенных на принципах согласования экономических и социальных целей.
Планируемые результаты обучения
- Предлагает программу диагностического или исследовательского опроса сотрудников в заданных условиях для решения поставленных задач
- Определяет основные условия и факторы, влияющие на согласованность экономических и социальных интересов в деловой сфере
- Описывает проблемы и вопросы, связанные с ценностно-нормативным и с институционально-практическим сторонами социальной организации бизнеса
- Описывает модели поведения работников организации и факторы их стимулирующих
- Объясняет характер влияния социокультурных факторов на результат управленческих воздействий
- Оценивает ситуации этического выбора и прогнозирует последствия и эффекты данных решений по отношению к социальной организации бизнеса
- Разрабатывает и аргументирует рекомендации, связанные с согласованием экономических и социальных интересов, прогнозирует последствия этого типа решений для широкого круга участников
- Определяет потенциал и ограничения использования каждого из подходов анализа поведения и социальных последствий в конкретных условиях ситуации
- Прогнозирует социальные последствия принимаемых управленческих решений по отношению к персоналу компании
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Деловая среда как поле социальных взаимодействий
- Раздел 2. Трудовая деятельность в организационных условиях
- Раздел 3. Управление социальными процессами в организационных условиях
- Раздел 4. Группы и сообщества в деловой сфере
- Раздел 5. Цифровые технологии в социальном пространстве
- Раздел 6. Последствия цифровизации
Элементы контроля
- СеминарыОценивается активность на семинарских занятиях, участие в индивидуальных и групповых заданиях
- Индивидуальная домашняя работаРабота по анализу данных в рамках учебного кейса
- Групповой проектВыполняется в группе и сдается в форме отчета и презентации
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.3 * Групповой проект + 0.4 * Индивидуальная домашняя работа + 0.3 * Семинары
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Beltrán-Martín, I., Roca-Puig, V., Escrig-Tena, A., & Bou-Llusar, J. C. (2008). Human Resource Flexibility as a Mediating Variable Between High Performance Work Systems and Performance. Journal of Management, 34(5), 1009–1044. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=34478032
- Berson, Y., Oreg, S., & Dvir, T. (2008). CEO values, organizational culture and firm outcomes. Journal of Organizational Behavior, 29(5), 615–633. https://doi.org/10.1002/job.499
- Combs, J., Yongmei Liu, Hall, A., & Ketchen, D. (2006). How Much Do High-Performance Work Practices Matter? A Meta-Analysis of Their Effects on Organizational Performance. Personnel Psychology, 59(3), 501–528. https://doi.org/10.1111/j.1744-6570.2006.00045.x
- Daron Acemoglu. (2002). Technical Change, Inequality, and The Labor Market. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F00BCF15
- Posthuma, R. A., Campion, M. C., Masimova, M., & Campion, M. A. (2013). A High Performance Work Practices Taxonomy: Integrating the Literature and Directing Future Research. Journal of Management, 39(5), 1184–1220. https://doi.org/10.1177/0149206313478184
- Shaw, J. D., Park, T., & Kim, E. (2013). A resource-based perspective on human capital losses, HRM investments, and organizational performance. Strategic Management Journal (John Wiley & Sons, Inc. ), 34(5), 572–589. https://doi.org/10.1002/smj.2025
- Балабанова, Е. С. Организационное поведение : учебник / Е.С. Балабанова. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 592 с. — (Высшее образование). — DOI 10.12737/1048688. - ISBN 978-5-16-018939-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2063426
- Мотивация и оплата труда. Современные модели и технологии : учеб. пособие / А.В. Ребров. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 346 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/20622. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/993450
- Эфендиев Азер Гамид Оглы, Балабанова Евгения Сергеевна, & Ребров Алексей Владимирович. (n.d.). Управление Человеческими Ресурсами И Эффективность Компаний: Есть Ли Связь? Retrieved February 14, 2020, from
Рекомендуемая дополнительная литература
- A research agenda for creative industries, , 2019
- Bearson, D., Kenney, M., & Zysman, J. (2019). Measuring the Impacts of Labor in the Platform Economy: New Work Created, Old Work Reorganized, and Value Creation Reconfigured.
- Davide Secchi, Martin Neumann. Agent-Based Simulation of Organizational Behavior. New Frontiers of Social Science Research. 2016. Springer. https://proxylibrary.hse.ru:2184/search?query=organizational+behavior
- Klaus Weber, & Brayden King. (2013). Oxford Handbook of Sociology, Social Theory and Organization Studies. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A3D65461
- Mikko Dufva, Raija Koivisto, Leena Ilmola-Sheppard, & Seija Junno. (2017). Anticipating Alternative Futures for the Platform Economy. https://doi.org/10.22215/timreview/1102
- Балабанова Евгения Сергеевна, & Деминская Вероника Эдуардовна. (n.d.). Руководитель Как Трансформационный Лидер: Роль Личностных Качеств И Управленческих Практик. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2frukovoditel-kak-transformatsionnyy-lider-rol-lichnostnyh-kachestv-i-upravlencheskih-praktik
- Организационное поведение : учебник, Балабанова, Е. С., 2022
- СЛОБОДСКАЯ АНАСТАСИЯ ВАЛЕРЬЕВНА. (2016). Место Прекариата В Социальной Структуре Современного Общества: Критический Анализ Дискуссии По Поводу Концепции Г. Стэндинга. Исторические, Философские, Политические и Юридические Науки, Культурология и Искусствоведение. Вопросы Теории и Практики, (4–1 (66)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16486771