• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Практикум: Тренинг и групповая работа

Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе выполнения практических заданий участники практикума "Тренинг и групповая работа"; осваивают основные умения тренера: разработки программы в соответствии с поставленной целью, ценностями и потребностями аудитории, способы управления групповой динамикой, эффективной работы со сложными группами, организации и проведения психогимнастики, ролевых игр, дискуссий, решения кейсов. В результате практикума студенты создадут дизайн своего собственного тренинга и приобретут опыт его проведения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Разработка участниками сценарного плана тренинга. 2. Успешное проведение фрагмента своего тренинга.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит методы проектирования, организации и проведения тренинга. Описывает и разъясняет модели и инструменты оценки эффективности тренинга. Применяет техники разработки сценарного плана тренинга. Применяет разработанный план тренинга для его проведения. Применяет техники предоставления конструктивной обратной связи в ходе тренинга; методы оценки его эффективности.
  • Воспроизводит типологию «сложных участников», разъясняет принципы работы с ними. Описывает типологию проблемных ситуаций на тренинге, воспроизводит техники управления проблемными ситуациями. Применяет техники работы с проблемными ситуациями в ходе тренинга и принципы работы со сложными участниками.
  • Воспроизводит этапы групповой динамики, разъясняет принципы управления групповой динамикой. Применяет ролевую игру, управляемую дискуссию, кейсы как методы проработки основного содержания тренинга. Описывает техники, применяемые на разных этапах тренинга; способы организации пространства в ходе тренинга.
  • Студент разъясняет специфику тренинга как формы обучения: ограничения этого метода, задачи переноса навыка, кратковременные и долговременные эффекты тренинга. Воспроизводит структуру тренинга. Определяет функции и основные компетенции тренера.
  • Студент определяет основные цели и функции тренера. Может описать особенности своего тренерского стиля.
  • Воспроизводит методы проектирования тренинга. Описывает и разъясняет модели и инструменты оценки эффективности тренинга. Успешно применяет техники разработки сценарного плана тренинга.
  • Применяет ролевую игру, управляемые дискуссии, кейсы как методы проработки основного содержания тренинга. Описывает техники, применяемые на разных этапах тренинга; способы организации пространства в ходе тренинга. Умеет ставить цель, формулировать инструкцию и организовывать рефлексию выполнения тренингового упражнения, предоставлять конструктивную обратную связь участникам, презентовать теорию в тренинговом формате.
  • Воспроизводит этапы групповой динамики, разъясняет принципы управления групповой динамикой, действия тренера в ходе различных видов групповой активности Умеет устанавливать контакт с аудиторией в ходе тренинга, управлять своим психоэмоциональным состоянием.
  • Разъясняет принципы работы со "сложными" участниками на тренинге. Описывает типологию проблемных ситуаций и техники управления ими. Применяет техники работы с проблемными ситуациями в ходе тренинга и принципы работы со "сложными" участниками.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Личность и стиль тренера
  • Методы и техники работы тренера
  • Создание дизайна тренинга. Оценка его эффективности.
  • Работа с сопротивлением и сложными ситуациями в ходе тренинга
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирует часть оценки/расчета Работа во время практикума
  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Разработка сценарного плана тренинга
    Проектную работу рекомендуется выполнять в группах по 2-4 студента.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.3 * Коллоквиум + 0.4 * Работа во время практикума + 0.3 * Разработка сценарного плана тренинга
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 9653 - М.Чуркина; Н.Жадько - Тренинг для тренеров на 100%: Секреты интенсивного обучения - 9785961444384 - Альпина Паблишер - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/9653
  • В пустыню и обратно: величайший корпоративный тренинг в истории бизнеса: Учебное пособие / Мирвис Ф. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 267 с.: ISBN 5-9614-0268-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912418
  • Григорьев Д.А. - Бизнес-тренинг: как это делается - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 288с. - ISBN: 978-5-00057-079-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62308
  • Дроздов, И. Н. (2019). Бизнес-тренинг для персонала предпринимательских организаций: формы, возможности, ограничения, оценка эффективности. Leadership & Management / Liderstvo I Management, 6(3), 323–334. https://doi.org/10.18334/lim.6.3.40982
  • Кларин, М. В.  Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. В. Кларин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 288 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-02811-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437296 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Марасанов, Г. И. Социально-психологический тренинг / Г. И. Марасанов. — 4-е, изд. — Москва : Когито-центр, 2001. — 251 с. — ISBN 5-89353-042-Х. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109068 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. - СПб: Речь, 2004. - 256 с.: 60x90 1/16 ISBN 5-9268-0248-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/529464
  • Реньш, М. А., Садовникова, Н. О., & Лопес, Е. Г. (2016). Психологический тренинг : практикум : учебное пособие. Russia, Europe: Российский государственный профессионально-педагогический университет. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.26E36F7
  • Тренинг в организации: Учебное пособие / Невеев А.Б. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 256 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-005660-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1015858

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Сидоренков, А. В.  Психология малой группы. Методология и теория : учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А. В. Сидоренков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 185 с. — (Бакалавр. Специалист. Магистр). — ISBN 978-5-534-08433-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425011 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Тренинг в организации : учеб. пособие / А.Б. Невеев.— М. : ИНФРА-М, 2017.— 256 с.— (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/641782

Авторы

  • Измагурова Виктория Леонидовна