Бакалавриат
2023/2024
Практикум: Коучинг персонала
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Антонова Наталья Викторовна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Курс по выбору предназначен для студентов, желающих овладеть навыками индивидуального коучинга. В процессе прохождения курса студенты освоят основные навыки проведения индивидуального коучинга, достаточные для профессиональной работы. Процесс обучения практикоориентированный, студенты осваивают техники индивидуального коучинга в ходе практических упражнений. В качестве итоговой отчётности студенты проводят собственную сессию с клиентом с последующей супервизией преподавателя. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Общая психология (разделы: Психология личности, Психология мотивации, Психология эмоций) Социальная психология (разделы: Социальная психология личности, Психология общения). Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: Знание социально-психологических механизмов и техник общения, вступления в контакт; знание личностных особенностей, которые могут повлиять на характер контакта (типы темперамента, характера, направленности личности, акцентуации характера и т.п.); знание психологических механизмов целеполагания, принятия решений, планирования деятельности, мотивационных процессов.
Цель освоения дисциплины
- 1. Знать, воспроизводить основные принципы, особенности, модели индивидуального коучинга.
- 2. Дифференцировать коучинг от других практик психологической помощи (психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция, тренинг и т.п.).
- 3. Владеть, уметь выполнять основные техники коучинга. Выбирать техники, релевантные целям и задачам клиента.
- 4. Уметь анализировать проведенную сессию, проявленные в ней компетенции, простраивать индивидуальный план своего развития как коуча.
Планируемые результаты обучения
- Дифференцирует коучинг от других форм и видов психологической помощи. Различает виды коучинга.
- Распознает теоретический подход, в котором работает коуч. Объясняет и анализирует происхождение конкретных техник в коучинге.
- Устанавливает раппорт с клиентом, применяет метапозицию, применяет третий уровень слушания (глубинное слушание), задает открытые сильные вопросы, смартирует цель клиента.
- Распознает запрос на работу с проектом. Структурирует сессию в соответствии с запросом. Применяет техники: Стратегии Диснея, Держатели акций, Пирог времени, Шкала времени, Шкала состояний, Раскажровка, техники планирования.
- Распознает необходимость работы с мотивацией в коучинге. Применяет техники: Что если, Волшебные вопросы, Мотивирующие слова, Пирамида логических уровней, Модель Т.
- Распознает ситуации, когда необходимо работать с ценностями клиента. Применяет техники работы с ценностями: проективные, прямые, ЦОС (ценностный образ себя).
- Распознает ситуации, когда необходимо работать с убеждениями клиента. Применяет когнитивную модель, различает ограничивающие и поддерживающие (ресурсные) убеждения. Применяет техники: заполнения пустоты (АВС), модель PTRACTICE, техники работы с ограничивающими убеждениями.
- Распознает ситуации, когда необходимо работать с состоянием клиента. Применяет техники: шкала состояний, колесо баланса, техники mindfullness. Различает ресурсное и нересурсное состояние клиента. применяет техники вхождения в ресурсное состояние, состояние потока.
- Идентифицирует сопротивление клиента. Различает виды сопротивления. Определяет причины сопротивления. Применяет техники преодоления сопротивления клиента.
- Анализирует собственные личностные особенности с точки зрения соответствия модели личности коуча. Применяет модель компетенций коуча для анализа своей коучинговой деятельности. Строит план собственного профессионально-личностного развития.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Коучинг как вид психологической помощи. Виды коучинга.
- Тема 2. Теоретические подходы в коучинге.
- Тема 3. Этапы индивидуального коучинга. Модели коучинга.
- Тема 4. Технология индивидуального коучинга. Базовые техники.
- Тема 5. Технология индивидуального коучинга: работа с проектом
- Тема 6. Технология индивидуального коучинга: работа с мотивацией в коучинге
- Тема 7. Технология коучинга: работа с ценностями.
- Тема 8. Технология индивидуального коучинга. Работа с убеждениями в коучинге.
- Тема 9. Технология индивидуального коучинга. Работа с эмоциональным состоянием.
- Тема 10. Работа с сопротивлением в коучинге.
- Тема 11. Личность коуча. Модели компетенций коуча (ICF, АРК). Качества, необходимые коучу, и противопоказания к работе.
Элементы контроля
- Активность на занятииВыполнение техник коучинга на занятии является обязательным условием получения оценки (не менее 70% техник, включенных в программу)
- Итоговая коуч-сессияСтудент проводит коуч-сессию с клиентом самостоятельно и предоставляет запись и анализ сессии по заданной форме.
- Взаимное рецензированиеСтудент пишет отзыв на сессию другого студента.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.3 * Активность на занятии + 0.3 * Активность на занятии + 0.1 * Взаимное рецензирование + 0.3 * Итоговая коуч-сессия
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Консультирование и коучинг персонала в организации : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, Антонова Н.В., 2017
Рекомендуемая дополнительная литература
- Жизнь в потоке. Коучинг : пер. с англ., Аткинсон, М., 2014
- Как усилить свою силу ? Коучинг, Мелия, М., 2009
- Командный коучинг на рабочем месте : технология создания самообучающейся организации, Клаттербак, Д., 2008
- Коучинг : основные принципы и практики коучинга и лидерства, Уитмор, Дж., 2019