Бакалавриат
2023/2024
Научно-исследовательский семинар - 2
Статус:
Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Байша Наталья Сергеевна,
Бархатова Лариса Александровна,
Бачурина Нелли Сергеевна,
Большаков Никита Викторович,
Ваксина Ксения Викторовна,
Виноградова Диана Сергеевна,
Жигадло Константин Викторович,
Запорожцева Людмила Евгеньевна,
Косова Лариса Борисовна,
Ларкина Татьяна Юрьевна,
Легут Кира Дмитриевна,
Мальков Максим Дмитриевич,
Мустафин Фарид Фидаилевич,
Мхитарян Тамара Арменовна,
Рыбкин Артём Сергеевич,
Соколова Кира Владимировна,
Тихонова Ирина Алексеевна,
Янчева Анастасия Вадимовна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
88
Программа дисциплины
Аннотация
Курс обеспечивает студентов навыками обработки количественных данных в SPSS, проведения глубинных интервью и фокус-групп, анализа качественных данных с помощью Atlas.ti, а также проведения контент-анализа.
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов второго курса направления «Реклама и связи с общественностью» теоретических знаний, умений и навыков, связанных с проведением научных исследований
Планируемые результаты обучения
- Называет основные принципы реализации регрессионного, факторного, кластерного анализа, проводит анализ с помощью кнопочного интерфейса SPSS.
- Объясняет архитектуру и типовые задачи ПО для качественного анализа текстовых данных. Производит инсталляцию ПО.
- Производит обоснованный выбор метода с учетом исследовательских парадигм в науке о коммуникациях (по Р. Крейгу). Применяет полученные теоретические знания в групповом исследовательском проекте. Разрабатывает концептуальную модель исследования. Аргументирует выбор типа контент-анализа в зависимости от исследовательских задач. Разрабатывает основные этапы контент-анализа.
- Различает типы шкал, а также создает макет анкеты, выгружает анкету с данными в формат MS Excel и затем экспортирует их в формат SPSS. Применяет к разным типам шкал релевантные методы описательной статистики. Правильно применяет к разным типам шкал релевантные методы парной связи и интерпретирует результаты.
- Реализовывает качественные исследования с помощью метода фокус-группы и интервью.
- Объясняет исследовательские задачи, которые можно решить методом контент-анализа, и отличие этого метода от других; может обосновать выбор метода с учетом исследовательских парадигм в науке о коммуникациях (по Р. Крейгу)
- Перечисляет основные теоретические подходы к контент-анализу, знает исторические основы методологии контент-анализа, различает количественный и качественный контент-анализ
- Разрабатывает концептуальную модель исследования с использованием контент-анализа
- Проводит сбор данных и выделяет категории анализа
- Интерпретирует данные, полученные в результате применения контент-анализа
- Аргументирует выбор качественного дизайна исследования и конкретных качественных методов; выбор проективной методики и интегрирует её в гайд На основе литературы и дизайна исследования создаёт инструменты для проведения качественного исследования (скринер, гайд интервью/сценарий фокус-группы)
- Называет и демонстрирует корректное и уместно использование техник проведения глубинного интервью и модерации фокус-групп Описывает и корректно использует тематический анализ (как дедуктивное, так и индуктивные кодирование) и на его основе интерпретирует качественные данные
Содержание учебной дисциплины
- SPSS: начальный уровень
- SPSS: продвинутый уровень
- Качественные методы: интервью, фокус-группа
- Работа в Atlas TI: автоматизированный анализ качественных данных
- Контент-анализ
Элементы контроля
- Защита проекта 2Защита проекта 2 - представляет собой устную защиту результатов группового качественного исследования, предоставление сопровождающего пакета документов и защиту доклада (1 на группу). Темы докладов: 1) Нарративное интервью 2) Биографические методы исследования 3) Групповая дискуссия vs Фокус группа 4) Ментальная карта как метод проективной методики 5) Биографическая прогулка как качественный метод исследования 6) Дневниковый метод исследования 7) Триангуляция методов 8) Типы плохих модераторов (интерактивный доклад с демонстрацией) 9) Типы плохих информантов/участников фокус-группы (интерактивный доклад с демонстрацией)
- Домашнее задание 2Домашнее задание 2 - представляет собой среднее арифметическое оценок за следующие групповые работы: бриф, гайд, скринер.
- Индивидуальная работа 2Индивидуальная работа 2 - представляет собой проведение глубинного интервью или фокус-группы и транскрибирование аудиозаписи. Данная работа выполняется каждым студентом индивидуально.
- Устный опрос 2
- Активность 1Активнось на занятиях в первом модуле
- Контрольные работы 1Три контрольных работы (две по базовым методам анализа данных, вторая – по продвинутым), выполняемых на компьютере в аудиитории или дома (в зависимости от загрузки компьютерных классов)
- Индивидуальная кодировка 4Срок сдачи кодировки обозначается преподавателей не позднее второго занятия.
- Групповой проект 4Краткая программа исследования (проблема исследования, цель, задачи, гипотезы и пр.). Методология, обоснование выборки. Разработка кодировочного листа, кодировка данных. Анализ и аналитическая интерпретация полученных результатов. Выводы и рекомендации. Возможные штрафы: 1) отсутствие индивидуальной кодировки единиц анализа – штраф 2 балла от оценки за командный проект; 2) отсутствие участника группы без уважительной причины (нет справки в учебном офисе) на групповой презентации (при этом его персональная часть есть в таблице) – штраф 1 балл от оценки за командный проект.
- Аудиторная работа 4В результате оценка выставляется по сумме полученных баллов в течение курса.
- Индивидуальный проект в Atlas.ti
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.25 * Активность 1 + 0.75 * Контрольные работы 1
- 2023/2024 учебный год 4 модульОценка за 4 модуль включает в себя: 1) Оценку за блок 2, посвящённый качественным методам исследования: 0,15 (среднее арифметическое Домашнего задания 2) + 0,25 Индивидуальная работа 2 + 0,2 Защита проекта 2 + 0,4 Устный опрос 2 2) Оценку за 3 блок, посвящённый AtlasTi: индивидуальный проект в Atlas ti 3) Оценку за 4 блок, посвящённый контент-анализу: 0,2 кодировка сообщения 4 + 0,5 групповой проект 4 + 0,3 аудиторная работа 4
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Белановский, С. А. Глубокое интервью и фокус-группы : учеб.-метод. пособие / С.А. Белановский. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 377 с. - ISBN 978-5-16-108036-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1044404
Рекомендуемая дополнительная литература
- Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И. Е., 2009
- Маркетинговые исследования с SPSS: Учебное пособие / Г. Моосмюллер, Н.Н. Ребик. - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 200 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-16-004240-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/257371