Бакалавриат
2023/2024
Психология и нейрофизиология памяти и научения
Статус:
Курс обязательный (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Котов Алексей Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
1.Учебная дисциплина Психология и нейрофизиология памяти и научения знакомит студента-психолога с основными понятиями в психологии нейрофизиологии памяти и научения. Кратковременная и долговременная память. Формы долговременной памяти: декларативная и недекларативная память. Ассоциативная и неассоциативная недекларативная память. Неассоциативная память: сенситизация и габитуация. Ассоциативная память: условные рефлексы (двигательные и вегетативные) и моторная память. Рабочая память. Осцилляторные механизмы рабочей памяти. Эпизодическая память как конструктивный процесс. Структура и связи гиппокампальной формации. Осцилляторные корреляты запоминания и воспроизведения информации. Консолидация памяти. Роль сна в консолидации памяти. Эмоциональная память и роль миндалевидного тела. Научение в условиях стресса. Молекулярно-генетические механизмы памяти. Долговременная потенциация и депрессия. Нейротрансмиттеры, связанные с памятью. Навигационная система мозга.
Цель освоения дисциплины
- Получить базовые знания об основных понятиях психологии и нейрофизиологии памяти и научения.
- Получить представление о современном состоянии и актуальной тематике психологических и нейробиологических исследований памяти.
Планируемые результаты обучения
- Критическая оценка высказывания о положительной и отрицательной роли билингвизма.
- Определение соотношения между диагностикой и терапией афазии.
- Перечисление речевых симптомов неречевых неврологических и психиатрических нарушений.
- Формирование навыков лингвистического балансирования экспериментальных стимулов по лексико-семантическим переменным.
- Знание и характеристика классических нейропсихологических моделей понимания и порождения на уровне предложения. Определение локуса нарушения в соответствии с этими моделями.
- Знание и характеристика классических нейропсихологических моделей понимания и порождения на уровне слова. Определение локуса нарушения в соответствии с этими моделями.
- Знание нейрональных основ лексико-семантической обработки.
- Знание нейрональных основ синтаксической обработки.
- Знание определения афазии и понимание её отличия от иных когнитивных расстройств.
- Знание основных лингвистических понятий. Студент может определить, к какому лингвистическому уровню относится явление.
- Критическая оценка методов обследования нейрональных основ языковой функции
- Определение и распознавание симптомов и типа афазии.
- Определение роли лингвистических факторов в механизмах чтения и использование этих факторов при составлении парадигм с регистрацией движений глаз
- Определение типа афазии.
- Перечисление и сравнение основных понятий дискурсивного уровня языковой обработки.
- Перечисление и характеристика основных этапов усвоения языка и основных теории относительно его механизмов.
- Перечисление принципов диагностики афазии.
- Перечисление причин афазии
- Перечисление целей нейролингвистического сопровождения нейрохирургических операций.
- Сравнение и оценка адекватности соответствующих нейролингвистических заданий.
- Формирование базовых представлених о нейрональных основах языковой функции.
- Формирование навыков лингвистического балансирования экспериментальных стимулов по лексико-семантическим переменным.
- Формирование навыков подбора и критической оценки подходящих методов элиситации дискурса.
- Формирование навыков распознавания нарушений в усвоении языка.
- Характеристика билингвизма с точки зрения нескольких релевантных факторов.
- Характеристика взаимосвязь речи и иных когнитивных функций (памяти, моторной функции и т. п.).
- Вспомнить основные определения, функции и структуры памяти Получить представление о поведенческих и клеточных механизмах простейших форм научения
- Получить представление о механизмах формирования и классификациях условных рефлексов. Вспомнить механизмы формирования УР и инструментального обучения.
- Получить представление о моделях и основных исследованиях моторной памяти. Уметь перечислить уровни построения движения.
- Уметь назвать основные модели рабочей памяти. Получить представление о нейронных механизмах РП.
- Получить представление о нейронных механизмах семантической памяти. Уметь объяснить механизмы возникновения ложных воспоминаний.
- Получить представление об эпизодической памяти как конструктивном процессе. Уметь назвать и зарисовать основные структуры и связи гиппокампальной формации. Получить представления об осцилляторных коррелятах запоминания и извлечения инофрмации.
- Получить представления о механизмах консолидации памяти и роли сна в консолидации памяти. Получить представления об оптимальных условиях консолидации памяти.
- Получить представления об эмоциональной памяти и роли миндалевидного тела в ее формировании и активации. Уметь перечислить основные симптомы ПТСР. Получить представления о механизмах и эффектах научения в условиях стресса.
- Получить представление о молекулярно-генетических механизмах памяти. Уметь объяснить механизм долговременной потенциации.
- Получить представление о навигационной системе мозга и ее клеточных механизмах.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в лингвистику
- Латерализация языковой обработки
- Нейрональные основы языковой обработки по языковым уровням
- Введение в афазиологию
- Афатические нарушения на уровне слова и предложения
- Диагностика и терапия афазии
- Нейролингвистическое сопровождение нейрохирургических операций
- Лексико-семантический уровень языковой обработки
- Синтаксический уровень языковой обработки.
- Дискурсивный уровень языковой обработки
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.5 * Письменная работа + 0.5 * Письменное домашнее задание
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 9780124078628 - Small, Steven Lawrence; Hickok, Gregory - Neurobiology of Language - 2015 - Elsevier Science & Technology - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1053002 - nlebk - 1053002
- Ellis, A. W., & Young, A. W. (2013). Human Cognitive Neuropsychology (Classic Edition) (Vol. Classic ed). Hove, East Sussex: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=634610
- Kousaie, S., Sheppard, C., Lemieux, M., Monetta, L., & Taler, V. (2014). Executive function and bilingualism in young and older adults. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7050CA07
- The retrieval and inflection of verbs in the spontaneous speech of fluent aphasic speakers. (2011). Journal of Neurolinguistics, 24(2), 163–172. https://doi.org/10.1016/j.jneuroling.2010.02.006
- Verb retrieval in action naming and spontaneous speech in agrammatic and anemic aphasia. (1998). Aphasiology, 12(11), 951–969. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.pure.rug.nl.publications.ad438f66.7373.470d.adfb.6468a4166b02
Рекомендуемая дополнительная литература
- Traxler, M. J. (2012). Introduction to Psycholinguistics : Understanding Language Science. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=398618
- Whitaker, H. A., & Stemmer, B. (2008). Handbook of the Neuroscience of Language (Vol. 1st ed). Amsterdam: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=230896