Бакалавриат
2023/2024
Российско-японские отношения
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
5-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
10
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Гришачев Сергей Викторович
Язык:
английский
Кредиты:
4
Контактные часы:
50
Course Syllabus
Abstract
Настоящая дисциплина относится к дисциплинам базовой профильной части профессионального цикла направления подготовки «Востоковедение: Японский язык».
Learning Objectives
- Целями освоения дисциплины «История российско-японских отношений» для 5 курса являются: — создание комплексного представления об истории и развитии контактов между жителями России и Японии в XVIII–XIX вв.; — знакомство с основными трактовками и оценками ключевых проблем истории двусторонних отношений в XVIII–XX вв., устоявшимися на данный момент в историографии; — знакомство с основными мнениями и аргументацией российской и японской историографии по вопросам нынешнего состояния двусторонних отношений; — знакомство с наиболее актуальными целями и задачами внешнеполитического курса послевоенной и современной Японии; — знакомство с наиболее значимыми публикациями ученых и экспертов, изучающих социально-политические, экономические и культурные контакты между Россией и Японией; — приобретение навыков самостоятельного анализа процессов, происходящих во внешней политики современной Японии на основе информации из открытых источников.
Expected Learning Outcomes
- - Имеет комплексное представление об истории развития двусторонних контактов между Россией и Японией
- — Уверенно ориентируется в истории российско-японских отношений 1 пол. XIX в.
- — Способен дать характеристику основным оценкам ключевых проблемы в отношениях между Россией и Японией
- — Владеет информацией о наиболее значимых научных публикациях, посвященных внешнеполитическому курсу современной Японии
- — Способен назвать основные публикации по проблематике социальных, экономических и культурных связей между Россией и Японией
- — Разбирается в особенностях периода становления российско-японских отношений в XVIII в.
- — Имеет представление о деятельности Российско-американской компании и о первых дипломатических конфликтах между Россией и Японией.
- — В состоянии проанализировать комплексно период проникновения западных стран в закрытые Китай и Японию
- — Способен охарактеризовать особенности формирования российско-японской границы во 2=й пол. XIX в.
- — В состоянии перечислить основные причины противостояния России и Японии в Маньчжурии, а также основные последствия Русско-японской войны.
- — Разбирается в том, как изменялась японская дипломатия на российском направлении в годы Революции и Гражданской войны.
- — Знает последовательность событий, связанных с противостоянием между СССР и Японией в 1930-е гг. и в годы Второй мировой войны.
- — Может охарактеризовать роль СССР в период оккупации Японии
- — Способен перечислить основные проблемы в международной жизни в Восточной Азии в 1950-1960-е гг. и охарактеризовать степень их влияния на становление послевоенной японской дипломатии.
- — Хорошо ориентируется в истории советско-японских отношений в 1950-1960-е гг., уверенно разбирается в возникновении территориального вопроса между СССР и Японией.
- — Способен охарактеризовать основные проблемы, которые решала советская дипломатия в к. 1980-х гг. в Восточной Азии
- — Имеет представление о том, как менялись задачи японской дипломатии в начале постбиполярного периода.
- — Способен охарактеризовать эволюцию внешнеполитического курса Японии в 2000-2010-е гг.
- — Может перечислить основные внешнеполитические проблемы, с которыми столкнулась Япония в н. XXI в.
- — Уверенно рассуждает о современном состоянии российско-японских отношений.
Course Contents
- Тема 1. Введение. Зарождение российско-японских отношений в XVIII в.
- Тема 2. Россия и Япония в 1 пол. – сер. XIX в.
- Тема 3. Взаимоотношения между Россией и Японией во 2-й пол. XIX в.
- Тема 4. Колониальное противостояние России и Японии (1895-1905).
- Тема 5. От Русско-японской войны до революции в России
- Тема 6. Япония и Россия: Революция и гражданская война (1917–1925)
- Тема 7. Смена международной обстановки н. 1930-х гг. и советско-японские отношения
- Тема 8. Международная дипломатия накануне и в начале Второй мировой войны. СССР и Япония в 1939–1941 гг.
- Тема 9. Вторая мировая война в Восточной Азии и советско-японские отношения.
- Тема 10. Международная обстановка в Восточной Азии после войны. Оккупация Японии и роль СССР.
- Тема 11. Японская дипломатия в 1950-1960-е гг. и восстановление отношений с СССР.
- Тема 12. Японская дипломатия периода Разрядки и дальнейшее развитие отношений с СССР
- Тема 13. 1980-е гг. Окончание периода Холодной войны, изменения внешней политики Японии и СССР
- Тема 14. Смена парадигмы японской дипломатии. Российско-японский диалог в 1990-е гг.
- Тема 15. Внешняя политика Японии от Дз. Коидзуми до С. Абэ.
- Тема 16. Японская дипломатия в период премьерства С. Абэ
- Тема 17. Основные проблемы японской дипломатии на современном этапе.
Assessment Elements
- экзаменУстный экзамен включает в себя вопросы по всему курсу. Критерии оценивания ответа на устном зачете: — Правильность и полнота ответов на вопросы теста; — Демонстрация точных знаний по курсу – дат, названий документов, их содержание и т.д. — Демонстрация знания основной литературы и исторических источников по отвечаемому вопросу. Комментарий: Пересдача устного экзамена проводится только в случае неявки студента по уважительной причине (подтверждение наличием медицинской справки) в течение недели после выздоровления. Студенту дается письменное или устное задание по усмотрению преподавателя. Студент должен связаться с преподавателем и договориться о дате пересдачи. В случае отсутствия контакта с преподавателем в течение 7 дней после проведения теста даже при наличии справки за тест выставляется 0 баллов. В случае неявки по неуважительной причине за тест также выставляется 0 баллов.
- работа на семинарахКритерии оценивания работы на семинаре: — регулярное посещение семинаров — активная работа на семинаре, выступления с изложением по предложенным темам — демонстрация знания прочитанной литературы, умение назвать авторов использованных публикаций — демонстрация знания исторических источников по теме, умение назвать и охарактеризовать исследованные памятники — дополнения к докладам и сообщениям однокурсников, использование дополнительной литературы — демонстрация знания широкого круга исследований по обсуждаемой проблематике, включая публикации на иностранных языках.
- TestТест проводится в письменной форме на последней лекции и длится 30 минут. Тест включает в себя вопросы, требующие выбора одного (или нескольких) правильных ответов, а также вопросы, требующие развернутого ответа. Критерии оценивания тестов: — Правильность и полнота ответов на вопросы теста; — Самостоятельно сформулированные ответы на вопросы, требующие развернутого ответа: ответы исключают некорректные заимствования из других текстов. Комментарий Пересдача теста проводится только в случае неявки студента по уважительной причине (подтверждение наличием медицинской справки). Студенту дается письменное или устное задание по усмотрению преподавателя. Студент должен связаться с преподавателем с предъявлением справки в течение 7 дней после проведения теста и договориться о дате пересдачи. В случае отсутствия контакта с преподавателем в течение 7 дней даже при наличии справки за тест выставляется 0 баллов. В случае неявки по неуважительной причине за тест также выставляется 0 баллов.
- ReportКритерии оценивания доклада: — соответствие содержания заявленной теме доклада; — доклад в первую очередь основан на рекомендованных к докладу публикациях; — привлечение дополнительных материалов, которые также являются академическими публикациями, демонстрация знания содержания этих публикаций в докладе; — обращение к текстам исторических источников по теме доклада; — структурированность и последовательность изложения, соблюдение отведенного на доклад времени; — ясность изложения; — наличие презентации, адекватно иллюстрирующей содержание и содержащей список использованных источников и литературы. Комментарий: Пересдача доклада проводится только в случае неявки студента по уважительной причине (подтверждение наличием медицинской справки) в течение недели после выздоровления. Студент должен связаться с преподавателем и договориться о дате пересдачи. В случае отсутствия контакта с преподавателем в течение 7 дней с даты доклада даже при наличии справки за доклад выставляется 0 баллов.
Interim Assessment
- 2023/2024 2nd module0.5 * Test + 0.5 * работа на семинарах + 0.2 * экзамен
- 2023/2024 3rd module0.2 * Report + 0.2 * работа на семинарах + 0.6 * экзамен
Bibliography
Recommended Core Bibliography
- История российско - японских отношений : XVIII - начало XXI века: учеб. пособие для вузов, Гришачев, С. В., 2015
- История Японии : учебник для вузов, Лещенко, Н. Ф., 2015
- История Японии. XX век, Молодяков, В. Э., 2009
- Северный ветер: Россия и айны в Японии XVIII века : Новые исследования по японской культуре, Щепкин, В.В., 2017
- Эпоха борьбы. Сиратори Тосио (1887 -1949): дипломат, политик, мыслитель, Молодяков, В. Э., 2006
Recommended Additional Bibliography
- Gordon, A. (2003). A Modern History of Japan : From Tokugawa Times to the Present. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=120926
- Stephan, J. J. (2006). JOHN W. STEINBERG et al, eds. The Russo-Japanese War in Global Perspective: World War Zero. (History of Warfare, number 29.) Boston: Brill. 2005. Pp. xxiii, 671. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.225F376
- Tolstoguzov, S. (2016). Russian–Japanese relations after the Russo-Japanese war in the context of world politics. Japan Forum, 28(3), 282–298. https://doi.org/10.1080/09555803.2016.1147480