Бакалавриат
2023/2024
Коммуникативные стратегии построения текста
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина адресована студентам 3 курса. Основная цель – создать у студентов навык стратегии построения текстов, при этом сам текст понимается как система знаков (вербальная, визуальная, аудиальная) и их сочетания (креолизированный текст). Будут выявлены различные подходы к интерпретации текста и принципиальное отличие текста от произведения. Рассмотрена коммуникативную структуру текста и стратегии преодоления барьера восприятия. Особый акцент будет сделан на специфику построения текстов в различных сферах коммуникации – культурной, общественно-политической, рекламной. Проследим также особенности построения текста применительно к социальным сетям (мемы и демотиваторы). Теоретическая часть будет подкрепляться практикой – от анализа уже существующих текстов к созданию новых.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса – создать у студентов устойчивое представление о коммуникативных стратегиях построения текста в рамках современной медиасреды. В результате освоения дисциплины студент должен знать различные подходы к пониманию текста и его трактовки, классификацию текстов, а также специфику функционирования текстов в различных медиасредах. Уметь проводить разницу между произведением и текстом, отличать процесс создания и функционирования текста от сторителлинга, выявлять коммуникативную специфику современных текстов. Владеть навыками расшифровки в рамках текста различные литературные, кинематографические, рекламные сообщения, навыками создания текстов различных разновидностей, навыками семиотической деконструкции текста.
Планируемые результаты обучения
- Студент знает интертекстуальность: ее определение, основные черты и модели функционирования. Связь интертекстуальности с постмодернизмом. Литература постмодернизма и ее основные черты. Интертекстуальность и медиа.
- Студент знает понятие информационного текста, его коммуникативная специфика (Н. Луман, Н. Больц). Принцип функционирования научного (академического текста). Специфика художественного текста (кинотекст, литературный текст).
- Студент знает понятия дискурса и нарратива. Сходство и отличие дискурса от текста. Различные подходы к пониманию дискурса. Понятие дискурсивного поля. Принципы вычленения дискурсивных полей и работы с ними. Дискурс и управление смыслами.
- Студент знает различные подходы к определению текста, разницу между текстом и произведением (Р. Барт), понятие конфликта интерпретаций (П. Рикер). Текст в контексте семиотики. Проблема понимания текста. Герменевтический круг. Понятие авторского кода и его роль в декодировании сообщения.
Содержание учебной дисциплины
- 1. Текст и коммуникация
- 2. Текст и дискурс
- 3. Интертекстуальность
- 4. Текст и его разновидности
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 1 модуль0.2 * Активность на семинарах + 0.5 * Задания + 0.3 * Презентация проекта
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- - Интертекстуальность и фигуры интертекста в дискурсах разных типов - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - ISBN: 978-5-9765-2050-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74608
- Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Текст и коммуникация (философские размышления) : монография / Л.Т. Рыскельдиева, Ю.М. Коротченко, О.А. Шапиро, О.В. Зарапин. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. — 179 с. — (Научная книга). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/908035
- Чернова, О. Е. Текст и дискурс : учебное пособие / О. Е. Чернова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 120 с. — ISBN 978-5-9765-1663-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115905 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Васильев, А. Д. Интертекстуальность: прецедентные феномены : учебное пособие / А. Д. Васильев. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 342 с. — ISBN 978-5-9765-1591-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119319 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Дзялошинский, И. М. Современный медиатекст. Особенности создания и функционирования : учебник для вузов / И. М. Дзялошинский, М. А. Пильгун. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 345 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11621-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445761 (дата обращения: 28.08.2023).
- Дискурс и стиль : теоретические и прикладные аспекты [Электронный ресурс]: коллективная монография / под ред. Г. Я. Солганика, Н. И. Клушиной, Н. В. Смирновой. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016.-268 с. – ISBN 978-5-9765-1906-0. – Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1048302
- Мощева, С. В., Экспрессивный потенциал текстов массмедиа. Средства аттракции (на материале рекламного дискурса). Часть 1 : учебное пособие / С. В. Мощева. — Москва : Русайнс, 2019. — 94 с. — ISBN 978-5-4365-3812-9. — URL: https://book.ru/book/933897 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
- под редакцией Г. Я. Солганика, Н. И. Клушиной, Н. В. Смирновой - Дискурс и стиль : теоретические и прикладные аспекты: коллективная монография - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-1906-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/122681
- Рекламный дискурс и рекламный текст : монография. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 296 с. — ISBN 978-5-9765-1112-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/85903 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Текст и дискурс : учебное пособие / Н. Ф. Алефиренко, ГолованеваМ.А., Е. Г. Озерова, И. И. Чумак-Жунь. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 232 с. — ISBN 978-5-9765-1040-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115831 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.