Бакалавриат
2023/2024
Стратегический менеджмент
Статус:
Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Антипов Антон Борисович,
Антропов Михаил Сергеевич,
Вишневская Наталья Николаевна,
Лазарев Виталий Геннадьевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Стратегический менеджмент» относится к базовой части дисциплин направления и формирует у студентов знания и навыки для подготовки к карьере профессионального менеджера в рамках программы бакалавриата «Управление бизнесом» по направлению 38.03.02 «Менеджмент» Программой дисциплины предусмотрено овладение знаниями и навыками в проведении стратегического анализа, а также использовании техник дизайн-мышления для формирования и реализации стратегии развития бизнесаКурс нацелен на развитие стратегического мышления, практическое изучение основ стратегического менеджмента и принципов организации стратегического процесса в современной организации. Лекционная часть строится в логике последовательного анализа стратегической ситуации, синтеза обоснованных решений по развитию бизнеса и формированию стратегии до уровня детального проектирования целевой бизнес-модели на разных временных горизонтах развития. Практическая часть курса строится в формате семинаров, на которых обсуждаются решения, сформированные проектными командами в составе 5–7 студентов, работающими в логике цикла научения в действии (learning by doing). Командное проектирование стратегии развития реальной российской компании, выбранной студентами с учетом рекомендаций, осуществляется по заданиям преподавателя. Все задания сгруппированы в практикумы (workshops), образующими поэтапный процесс формирования стратегии и выполняются во время самостоятельной работы. Результаты выполнения заданий в виде презентаций защищаются публично и обсуждаются на семинарах курса. Каждый слайд презентации команды должен содержать имена и фамилии не более чем трех основных авторов. На каждом семинаре студенты помимо обсуждения результатов работы команд заполняют электронные таблицы обратной связи (Приложение А), где выявляют проблемные моменты, задают вопросы (в том числе и преподавателю), оценивают достоинства решений команд и отдельных участников, а также дают рекомендации командам. Все таблицы обратной связи, как и экраны текущего контроля, доступны всем студентам учебной группы.Индивидуальная работа студентов включает выполнение заданий практикумов в процессе командной работы, самостоятельное изучение материалов лекций и дополнительных материалов, рекомендованных преподавателем для углубленного изучения курса. Каждый студент формирует отчет об индивидуальной работе, включающий слайды презентаций, которые он разработал как автор, а также таблицы обратной связи по каждому семинару.
Цель освоения дисциплины
- практически освоить необходимые концепции и методы, позволяющие эффективно действовать, как в формате регулярной специализированной деятельности, так и в рамках проектной работы в мультифункциональной команде
- сформировать понимание современного стратегического процесса и обеспечить развитие необходимых компетенций для эффективного участия в его организации и реализации
- практически освоить необходимые компетенции для эффективной работы на всех этапах цикла научения в действии - основного формата современного стратегического процесса в составе мультифункциональных команд
- развить системное представление о деятельности организации в контексте динамичного внешнего окружения
- сформировать понимание процессов конкуренции-сотрудничества и создания инноваций ценности, а также умение обосновывать стратегии развития бизнеса
- освоить методы анализа стратегической ситуации, оценки стратегических альтернатив и выработки решений в условиях неопределённости
- практически освоить принципы и техники дизайн-мышления в применении к проектам формирования стратегии развития реальной российской компании
Планируемые результаты обучения
- системно описывать и исследовать бизнес в формате бизнес-модели, а также применять техники дизайн-мышления для формирования стратегии развития в формате бизнес-модели;
- проводить системную диагностику стратегической ситуации: оценивать влиятельные макрофакторы и выявлять отраслевые тренды, оценивать стратегические активы и динамические компетенции компании в сравнении с конкурентами;
- проводить SWOT-анализ ситуации и обосновывать адекватные идеи развития с учетом стратегических рисков;
- проводить исследование клиентского опыта с применением техник дизайн-мышления, включая карты эмпатии, карту клиентского пути с выявлением проблемных зон и обосновывать выбор идей развития перспективного ценностных предложений;
- изучить и уметь применять основные концепции теории конкурентного позиционирования Майкла Портера и реконструкции бизнес-модели как инновации ценности в рамках стратегии голубого океана;
- обосновывать стратегические позиции ценностных предложений компании, а также наглядно отображать с помощью стратегической канвы;
- проводить стратегический анализ и синтез целевой операционной модели в формате цепочки (сети) создания ценности, обосновывать in house/outsourcing варианты развития;
- понимать особенности развития бизнеса в сетевом цифровом мире и основные подходы к цифровой трансформации бизнеса;
- проводить исследование клиентского опыта с применением техник дизайн-мышления, включая карты эмпатии, карту клиентского пути с выявлением проблемных зон, генерировать и выбирать наиболее перспективные идеи новых ценностных предложений, а также создавать и тестировать соответствующие решения-прототипы;
- изучить и уметь применять основные концепции теории конкурентного позиционирования Майкла Портера, реконструкции бизнес-модели как инновации ценности для создания «голубых океанов», а также позиционирования ценностных предложений для всех потребителей цифровой платформы;
- эффективно позиционировать новые ценностные предложения компании, а также наглядно отображать его с помощью стратегической канвы;
- проводить стратегический анализ и синтез целевой операционной модели в формате цепочки и сети (цифровой платформы) создания ценности, обосновывать in house/outsourcing варианты уменьшения стратегических разрывов (значимых, но недостаточно развитых активов и компетенций);
- познакомиться с особенностями построения цифровых платформ, их основных механизмов, задач развития, а также концепцией smart business;
- решения задач сбора и анализа данных, выявления возможностей и проблем и опережающего использования возможностей, невзирая на ограниченность ресурсов;
- провести аудит корпоративного портфеля с применением портфельных матриц и оценить его сбалансированность, а также выявить и оценить ядра корпоративного портфеля и оценить их потенциал;
- формировать карты смежных зон по отношению к ядрам корпоративного портфеля, оценивать их стратегический потенциал и обосновывать диверсификационные и интеграционные инициативы
Содержание учебной дисциплины
- Лекция 1. Системное описание бизнеса и анализ стратегической ситуации. Особенности курса и рекомендации. Семинар 1. Системное описание бизнеса и общий анализ стратегической ситуации Организация практической работы на курсе
- Лекция 2. Стейкхолдеры и динамичное внешнее окружение. Семинар 2. Выявление проблемы и постановка задачи на разработку стратегии. Выявление новых возможностей и определение задач адаптации
- Лекция 3. Анализ целевой области конкуренции-сотрудничества и потенциала ресурсов и компетенций. Выбор перспективных направлений развития
- Лекция 4. Формирование ценностного предложения и его позиционирование
- Лекция 5. Проектирование целевой операционной модели: от цепочки к циклу адаптивного развития клиентского опыта и сетевым архитектурам
- Лекция 6. Корпоративная стратегия и управление развитием бизнеса
Элементы контроля
- Практическая работаОценка за практическую работу включает два накопительных элемента текущего контроля и один разовый — оценка вклада в подготовку и защиту итоговой презентации.
- ТестированиеТестирование в формате письменных ответов на специально разработанные вопросы по материалам курса и материалов, рекомендованных к самостоятельному изучению, проводится с использованием электронной платформы StartExam.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в формате синхронного письменного онлайн тестирования в виде ответов на специально разработанные вопросы по материалам курса и материалов, рекомендованных к самостоятельному изучению.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 2nd module0.5 * Практическая работа + 0.2 * Тестирование + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бизнес с нуля : метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели, пер. с англ. А. Стативка ; ред. Н. Нарциссова, 8-е изд., 254 с., Рис, Э., 2019
- Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов, пер. с англ. И. Минервин ; науч. ред. О. Нижельская, 7-е изд., 452 с., Портер, М., 2017
- Построение бизнес-моделей, настольная книга стратега и новатора, пер. с англ. М. Куньевой ; ред. М. Савина ; дизайн А. Смит, 6-е изд., 287 с., Остервальдер, А., Пинье, И., 2016
- Современный стратегический анализ : учебник для программы "Мастер делового администрирования", Грант, Р., 2012
- Стратегия голубого океана : как найти или создать рынок, свободный от других игроков, Ким, В. Ч., 2020
- Эволюция теории стратегического управления, Катькало, В. С., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alpina - 18879 - Ц.Мин - Alibaba и умный бизнес будущего: Как оцифровка бизнес-процессов изменила взгляд на стратегию - 9785961424201 - Альпина Паблишер - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18879
- Все верные решения : руководство по созданию стратегий прорыва, пер. с англ. С. Панфилова, 242 с., Маркидес, К. К., 2005
- Революция платформ : как сетевые рынки меняют экономику - и как заставить их работать на вас, Паркер, Дж., 2017