Бакалавриат
2023/2024
Стратегический менеджмент
Статус:
Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
3-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений. В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки использования классических инструментов стратегического анализа на материалах российских и западных кейсов. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделей̆ и инструментов стратегического анализа, апробированных в практике менеджмента и в управленческом консультировании.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Стратегический̆ менеджмент» являются развитие способностей̆ стратегического мышления и навыков разработки стратегических альтернатив для принятия решений в области стратегического управления организацией̆, функционирующей̆ в условиях высокой̆ конкуренции, изменчивости и непредсказуемости внешней̆ среды. Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений. В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки использования классических инструментов стратегического анализа на материалах российских и западных кейсов. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделей̆ и инструментов стратегического анализа, апробированных в практике менеджмента и в управленческом консультировании. В самостоятельную работу студента входит освоение классических концепций теории стратегического менеджмента по рекомендуемой̆ учебной̆ и научной̆ литературе, подготовка к практическим занятиям, промежуточному и итоговому контролю знаний.
Планируемые результаты обучения
- Владеть инструментами анализа макроокружения компании и методами отраслевого анализа, навыками проведения конкурентного анализа и использует их для разработки стратегии развития компании с учетом условий ее функционирования;
- Владеть инструментами и методами анализа внутренней среды компании и использует их для проведения стратегического анализа компании и выявления и оценки эффективности стратегических альтернатив
- Владеть характеристиками корпоративной стратегии фирмы, вопросами управления многопрофильными корпорациями и их корпоративным головным центром, использует матричные методы для анализа и разработке предложений по управлению бизнес-портфелем корпораций
- Определять типы базовых стратегиях М.Портера, в т.ч. в части характеристик стратегий лидерства по издержкам, дифференциации и фокусирования, особенности стратегий на разных этапах жизненного цикла отрасли, гибридные и иные виды бизнес-стратегий и используют их при разработке стратегических решений
- Приводить примеры стратегий в различных отраслях, объясняет выбор ими бизнес-модели и формирует предложения по разработке и стратегии компании на различных уровнях
- Определять виды и ценности ресурсов и компетенций и используют их при проведении VRIO анализа ресурсов компании
- Знать базовые понятия и модели стратегического менеджмента и умеет их использовать для решения задач развития компании
- Знать как основные элементы реализации стратегии, влияющие на достижение успеха, возможности изменения систем компании, корпоративные системы и культура влияют на внедрение стратегии и используют их для изменения стратегии и бизнес-модели компании
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в стратегический̆ менеджмент
- Тема 2. Теория стратегии: основные элементы, базовые концепции и модели.
- Тема 3. Стратегическое направление развития организации: целевые установки.
- Тема 4. Конкурентные преимущества организации как основа ее стратегии
- Тема 5. Внешняя среда организации: определение возможностей̆ и угроз.
- Тема 6. Стратегический̆ анализ внутренней̆ среды организации.
- Тема 7. Портфельный̆ анализ диверсифицированной̆ компании
- Тема 8. Корпоративные и конкурентные стратегии
- Тема 9. Определение и выбор стратегических альтернатив развития организации.
- Тема 10. Обоснование бизнес-стратегии организации в формате бизнес-модели.
- Тема 11. Реализация стратегии: управление организационными изменениями
Элементы контроля
- ТестыСтуденты выполняют 5 тестов по теоретическому материалу и изученным академическим публикациям. 1 тест – 10 вопросов. Каждый вопрос – 1 балл.
- Групповой проект «Разработка бизнес-стратегии компании»Проект выполняется командой студентов из 4-5 человек в соответствии с заданием по выбранной компании. На практическом занятии №8 команды готовят итоговую презентацию и представляют ее комиссии.
- ЭкзаменЭкзамен проводится по итогам освоения теоретической части дисциплины в рамках экзаменационной сессии 3 модуля в формате индивидуальной письменной работы. В рамках курса не предусматривается освобождение преподавателем прохождения экзамена студентом, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модуль0.4 * Групповой проект «Разработка бизнес-стратегии компании» + 0.2 * Тесты + 0.4 * Экзамен