Магистратура
2023/2024
Философская и социальная теория современности
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (История современного мира)
Направление:
46.04.01. История
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Резвых Петр Владиславович
Прогр. обучения:
История современного мира
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе изучения курса студенты знакомятся с базовыми философскими и интеллектуальными новациями модерной эпохи, начиная со времени Просвещения и вплоть до современных дебатов о глобализации. Особое внимание уделено социальному измерению философских, научных и культурных идей, включая переосмысление наследия немецкой классической философии, марксизма, консерватизма и других значимых интеллектуальных течений
Цель освоения дисциплины
- Сформировать навыки исследовательской работы с философскими и социологическими текстами, понятийным инструментарием и аргументативными процедурами, специфичными для философии и социальных наук
- Знать методы исторического изучения философии и общества в Новое время в зарубежных странах
- Знать формы проблематизации понятия "модерн" в европейской науке XVIII-XX вв.
- Получить представление о формировании, расцвете, кризисе и распаде идеалистической философии, а также о формах трактовки социального в интеллектуальной культуре Европы первой половины XX в.
Планируемые результаты обучения
- Владеть навыками анализа социально-политического содержания концепций современной социологии
- Знать основные аргументы скептиков и критиков «теории прогресса»
- Знать теоретические и методологические основания неокантианской программы обоснования социологии как науки
- Понимать связь неопозитивистской реформы с развитием математики и естествознания
- Понимать спектр значения «традиции» в историко-культурном, этнологическом и социологическом измерениях
- Уметь анализировать взаимосвязь методологических презумпций и метафизических оснований философских и социологических концепций
- Владеть основными аргументативными приемами логического анализа языка
- Владеть основными инструментами и методами структуралистского анализа
- Владеть принципами понятийно-исторического анализа философских текстов
- Владеть терминологией и проблематикой немецкого классического идеализма
- Владеть терминологией споров о секуляризации в европейской мысли ХХ в.
- Владеть терминологией феноменологической философии
- Знать базовые понятия и основные категории структурного функционализма
- Знать о стратегиях развития политической философии
- Знать основные направления и школы феноменологии
- Знать основные направления развития социальной теории после 1968 г.
- Знать основные проблемы философско-методологической программы логического позитивизма
- Знать основные стратегии критики метафизики в послегегелевской европейской мысли
- Знать специфику трансценденталистского и спекулятивного идеалистического типов философствования
- Знать теоретические и методологические основания философии как науки
- Иметь представление о специфике феноменологического метода
- Иметь представление о структурализме и герменевтике, их связи с лингвистикой и феноменологией
- Иметь представление об основных направлениях философии раннего Нового времени
- Иметь представление об основных проблемных комплексах философии Просвещения и основных стратегиях критики просветительского мышления
- Ориентироваться в основных подходах к определению социальной детерминации знания
- Понимать историческое значение идеологии Просвещения для формирования общества современности
- Понимать логику изменений в соотношении теоретического и практического в рамках этих стратегий
- Понимать логику обоснования возможности философии как дескриптивной науки
- Понимать логику обоснования герменевтической концепции опыта
- Понимать логику формирования понятий о власти и богатстве
- Понимать логику формирования спекулятивных философских систем
- Понимать основные различия между школами немецкого неокантианства
- Понимать основные различия между школами социальной мысли
- Уметь применять понятия философской герменевтики к анализу конкретных исследовательских практик в социальных и гуманитарных науках
- Хорошо ориентироваться в спорах конца ХХ в. о природе и сущности современности (М. Фуко, Ф. Лаку-Лабарт, Ю. Хабермас)
Содержание учебной дисциплины
- Формирование философии Нового времени
- Философия западноевропейского Просвещения
- Немецкая классическая философия
- Неокантианство и феноменология
- Логический позитивизм и философия Л. Витгенштейна
- Структурализм и герменевтика
- Развитие знания об обществе в домодерном социуме
- Понятие традиции как антитезы и необходимого элемента современности. Теория секуляризации
- Рождение социологии во второй половине ХIХ в. Конт и Маркс
- Вебер и Дюркгейм
- Парсонс, Мертон и социология знания
- Поздний Модерн и постмодерн. Наследие Ю. Хабермаса и П. Бурдье
Элементы контроля
- Активность на семинарахАктивность на семинарах предполагает участие в обсуждении текстов, рассматриваемых на семинарских занятиях
- Итоговый коллоквиумЗадача устного выступления на коллоквиуме - сформулировать ряд связанных друг с другом тезисов и аргументов в ответ на поставленный вопрос, опираясь на анализ всех авторов и текстов, рассмотренных в ходе работы семинара. Список вопросов высылается заранее, участники коллоквиума по соглашению распределяют их между собой.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.5 * Активность на семинарах + 0.5 * Итоговый коллоквиум
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
- Современные социологические теории, Ритцер, Дж., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Habermas, J. (2007). The Philosophical Discourse of Modernity : Twelve Lectures. Cambridge, Mass: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1100677
- Грядовой, Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1: учебник для студентов вузов / Д.И. Грядовой. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 463 с. — (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01592-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028491
- Грядовой, Д.И. История философии. Европейское Просвещение. Иммануил Кант. Книга 3: учебник для студентов вузов / Д.И. Грядовой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 471 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-02232-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028492
- Знание о прошлом. Т.1: Конструирование прошлого, Савельева, И. М., 2003
- История новоевропейской философии в ее связи с наукой, Гайденко, П. П., 2011
- История философии. Кн.2: Средние века. Возрождение. Новое время : учебник для вузов, Грядовой, Д. И., 2009
- Классическое наследие, Савельева, И. М., 2010
- Критика политической философии : избранные эссе, Капустин, Б. Г., 2010
- Люди в темные времена, Арендт, Х., 2003
- Филиппов, А. (2009). Прикладная Социология Пространства. Социологическое Обозрение, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743654
- Философия Лейбница на фоне эпохи, Петрушенко, Л. А., 2009
- Шмитт, К. (2011). Понятие политического. Социология Власти, (8). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15456240