• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Количественные методы социологического исследования

Статус: Курс обязательный (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 100

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс дает целостное представление о количественной методологии и основах измерения в социологических исследованиях. Изучаются метод массового опроса, а также неопросные методы - наблюдение (преимущественно формализованное) и количественный контент-анализ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются формирование у слушателей целостного представления о проведении эмпирического социологического исследования, базовых знаний об арсенале существующих методов сбора социологической информации, а также практических навыков проведения исследований. По итогам курса студенты должны научиться самостоятельно решать проблему адекватности теоретической концепции эмпирическому уровню исследования, а также овладеть методологическими, методическими и организационными основами исследовательской деятельности. В результате освоения дисциплины студент должен: • Знать основные принципы методологии социологического исследования, специфику применения базовых методов сбора социологической информации. • Уметь выбирать и применять основные методы сбора данных, интерпретировать получаемые результаты; планировать и организовывать сбор необходимой социальной информации, оценивать надежность и валидность используемых методик, полученных данных. • Иметь навыки подготовки и проведения социологического исследования с помощью основных методов сбора данных (от постановки проблемы исследования до анализа данных и презентации результатов); приобрести опыт проведения эмпирического исследования с помощью метода онлайн опроса. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: • Социологическая теория • Прикладное программное обеспечение • Профориентационный семинар • Учебная практика Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • основные классические и современные социологические теории и школы; • логический анализ при решении исследовательских и прикладных задач, обосновании выводов и оценке собранной профессиональной и общенаучной информации; • базовые навыки работы с прикладным программным обеспечением; • базовые представления о профессии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает виды опроса, умеет выбрать соответствующий вид опроса для собственного эмпирического исследования.
  • Студент знает виды опроса, умеет выбрать соответствующий вид опроса для собственного эмпирического исследования. Знает основные техники расспрашивания для разных видов интервью.
  • Студент знает и умеет применять правила составления социологической анкеты.
  • Студент знает из каких этапов состоит пилотаж социологического инструментария (например, анкеты) и умеет применять их в своем эмпирическом исследовании.
  • Студент знает из чего состоит программа исследования и имеет навыки для разработки программы собственного эмпирического исследования.
  • Студент знает основные принцип и правила измерения в социологии, виды шкал, имеет понятие латентной переменной.
  • Студент знает основные принцип и правила измерения в социологии, виды шкал, имеет понятие латентной переменной.
  • Студент знает основные принципы построения выборки, знает виды выборок в социологических исследованиях.
  • Студент знает правила конструирования концептуальной/структурной схемы.
  • Студент знает правила постановки исследовательского вопроса, выдвижения гипотез, формулировки исследовательских задач
  • Студент знает правила постановки исследовательского вопроса, выдвижения гипотез, формулировки исследовательских задач
  • Студент знаком с основными неопросными видами методов сбора данных, имеет представление о нереактивных данных.
  • Студент знаком с основными неопросными видами методов сбора данных, имеет представление о нереактивных данных. Отличает качественный и количественный контент-анализ.
  • Студент знаком с основными неопросными видами методов сбора данных, имеет представление о нереактивных данных. Умеет выделять разные виды наблюдения.
  • Студент знаком с разными видами вопросов, применяемых в анкете и умеет разработать анкету согласно программе исследования и таблице операционализации.
  • Студент может идентифицировать разные виды эмпирического исследования, отличать качественное и количественное исследование. Конструировать многометодное исследование,в том числе со стратегией смешивания (кач+ колич) методов.
  • Студент умеет формулировать концептуальные и операциональные определения социологических понятий.
  • Студент умеет формулировать концептуальные и операциональные определения социологических понятий.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы методологии в социологии
  • Программа социологического исследования
  • Измерение. Виды шкал. Критерии качества измерения.
  • Опрос как метод сбора данных
  • Анкета как исследовательский инструмент
  • Классификация вопросов. Требования к формулировкам вопросов.
  • Основные техники пилотажного исследования
  • Основы выборки
  • Контент-анализ
  • Наблюдение как метод социологического исследования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1 "Реконструкция программы исследования"
    Подготовить описание программы социологического исследования (реконструкцию) одной статьи в профильном научном журнале (например, «Социологические исследования», "Мониторинг...", «Социологический журнал» и пр.). Публикация должна содержать результаты эмпирического исследования, выполненного в количественной методологии с использованием метода формализованного опроса. Ориентировочный объем работы 3-4 страницы в Word. Работа выполняется индивидуально, файл сдается через LMS. Обязательно приложить ссылку на статью или файл в пдф. Основные элементы реконструкции программы исследования: · Библиографическое описание публикации (название, корректно оформленная ссылка, в т.ч. интернет-ссылка на файл) · Проблемная ситуация и проблема исследования (почему важно исследовать данную тему и что не ясно, какие сведения необходимо получить) · Объект теоретический (какое явление изучается в статье) · Объект эмпирический (социальная группа, люди), выборка · Предмет исследования (что изучается, как явление проявляется в группе) . Основные концепты (что измеряем, какие свойства/явления - только перечислить) · Цель исследования (ожидаемый содержательный результат) · Задачи исследования (набор вопросов, на которые необходимо ответить, чтобы достичь цели) · Гипотезы (возможные варианты ответа на вопросы-задачи, которые проверяются в ходе исследования) Работа обязательно содержит слайд/абзац-рецензию, в котором приводится позиция студента об исследовании, публикации в целом, ее сильные и слабые стороны, целесообразные корректировки на уровне замысла, программы исследования.
  • неблокирующий Домашнее задание 2 "Ведение к литобзору"
    Цель д.з.: обозначить основные векторы написания литобзора по своей теме. Объем: 3-5 страниц, 12 шрифт, 1,5 интервал, поля по умолчанию. Задание выполняется в мини-группах. Загружается либо одним человеком от мини-группы, либо каждым членом мини-группы, если они обучаются в разных группах (191, 192, 193 и т.д.). Обязателен титульный лист со списком всей мини-группы (титульный лист в объем текста не входит). Шаги: 1. Сформулировать тему своего монометодного исследования с дальнейшим применением метода массового опроса. 2. Описать актуальность/проблемную ситуацию изучения выбранной темы. Сгруппировать изученные исследования (статьи, книги т.д.) по аспектам изучения, указать их в библ.ссылках. 3. Поставить задачи к написанию литобзора (пошагово: теоретическая рамка, понятия, их связки в гипотезах, описание методик измерения). 4. Описать структуру работы. Как примерно планируется решить поставленные задачи. (Описать главы, параграфы литообзора и их содержание, продолжая группировать изученную литературу по их релевантности рассматирваемых аспектов проблемы). Возможно, п.3 и 4 описываются вместе: раскрывая задачу за задачей, можно описать структуру работы. 5. Представить библиографический список на 10-15 источников. Описание источников по одному из имеющихся стандартов (стандарты см. на сайтах проф.журналов в разделе "Авторам"). Для поиска литературы рекомендуется использовать электронные ресурсы библиотеки и доступ в базы статей scopus (англ, рус яз и др языки) и east view (рус яз)(вход по паролю).
  • неблокирующий Домашнее задание 3 «Проект программы собственного исследования (до таблицы операционализации)»
    Проект программы собственного исследования (курсовой). Объем - 3-4 страницы. Вид задания - групповой (в мини-группах по 1-3 человека, в тех группах, в которых вы пишете курсовую) Пункты проекта программы: 1. Проблемная ситуация и проблема исследования (что не ясно, какие сведения необходимо получить, или какие есть противоречия в изучении выбранного социального феномена) 2. Объект теоретический (какое явление изучается в статье) 3. Объект эмпирический (социальная группа, люди) 4. Предмет исследования (что изучается, как явление проявляется в группе) 5. Цель исследования (ожидаемый содержательный результат) 6. Задачи исследования (содержательные вопросы, на которые необходимо ответить, чтобы достичь цели) 7. Гипотезы (возможные варианты ответа на поставленные задачи, которые проверяются в ходе исследования) 8. Основные концепты (коротко перечислить концепты и дать их интерпретацию - рабочие определения)
  • неблокирующий Тест 1
    Тест наапрвлен на фиксаацию знаний по темам: социологическое эмпирическое исследование, методология и программа исследования. Состоит из 8-10 вопросов разного типа. На выполнение задания дается 40 минут.
  • неблокирующий Домашнее задние 4. «Сумматорная шкала»
    Задание выполняется в мини-группах, в которых вы пишете курсовую. Если вы хотите представить на рассмотрение несколько концептов, то индивидуальное выполнение (от каждого члена мини-группы отдельное д.з.) приветствуется. Для выполнения д.з. создается два файла: 1. вордовский, в котором вы описываете все процедуры разработки шкалы - от постановки задачи до представления списка суждений, фиксации в таблице положительных и отриц. суждений и т.д., - интерпретацию полученного альфы Кронбаха и величин DP, логику отбора суждений, логику отбора количества суждений и т.д. То есть, все, что вам необходимо сказать по ходу расчетов. 2. экселевский - все расчеты: база данных собранных значений по оценке суждений респондентами, расчет альфы Кронбаха по всем суждениям; таблица коэффициента корреляции и отбор суждений; новая таблица с отобранными суждениями и новый расчет Альфы, возможно представить несколько вариантов новой, сокращенной шкалы, где будет от 10 до 16 суждений; расчет DP. Оба файла архивируются и присылаются в единой папке. Общий алгоритм действий и этапов работы: 1. Сформулировать содержательную задачу в рамках темы курсовой работы, которая решается с помощью шкалы Лайкерта; 2. Провести интерпретацию и операционализацию ключевого концепта для решения поставленной задачи и подготовить исходный список из 24-35 суждений; 3. Описать процедуру первого опроса: кого и сколько опросили (15——>30 человек)+ полученная в результате таблица, в которую занесены ответы каждого респондента по каждому суждению в Excel. Традиционно опрос для разработки шкалы Лайкерта проводится при помощи google forms, но возможен и любой другой ресурс/площадка для мини-опросов; 4. Оценить степень внутренней консистенции начального списка суждений с помощью коэффициента альфы-Кронбаха. Для этого в подготовленной (п.3.) базе данных в Excel с полученными ответами респондентов рассчитать необходимые показатели (средние значения, дисперсии) для расчета альфы-Кронбаха по предложенной в лекциях формуле. 5. Рассчитать коэффициенты корреляции для большого списка суждений. 6. Рассчитать показатели DP для большого списка суждений. 7. Отобрать суждения в итоговую шкалу Лайкерта с помощью коэффициента корреляции и показателей DP – (не более 14-16). Можно несколько версий - 12, 14,16 (но это опционально). Обосновать логику отбора. Представить результаты расчётов и их интерпретацию; 8. Описание процедуры второго опроса по отредактированному списку суждений (если имеется); 9. Оценить степень внутренней консистентности итоговой шкалы Лайкерта с помощью альфы-Кронбаха, состоящей из отредактированного списка; 10. Проинтерпретировать полученное значение и вывод о качестве (консистентности) сконструированной шкалы и соотношении степени консистентности начального и итогового списка суждений. 11. Сформулировать и оформить анкетный вопрос на основе подготовленной шкалы (вопрос и табличные ответы). Возможно, но не обязательно, представить несколько вариантов итоговых шкал (от 10 до 17 суждений) с подсчитанными альфа Кронбаха.
  • неблокирующий Тест 2.
    Тест 2 направлен на закрепление полученных знаний по темам измерение, шкалы Стивенса, латентные переменные и конструирование шкал для латентных переменных (5 видов).
  • неблокирующий Домашнее задание 5. «Реконструкция концепта из анкеты»
    Подготовить описание одного-трех концептов в рамках своей курсовой работы (или концепт(ы), тематически близкий(е) к курсовой работе) с помощью анализа анкетных вопросов из нескольких готовых анкет, открытых данных, статей (анализируем не менее 3 анкет); не менее 15 вопросов, позволяющих измерить выбранный концепт. В качестве источников анкет можно использовать Единый архив экономических и социологических данных (sophist.hse.ru), анкетные вопросы, публикованные в статьях, сайты исследовательских компаний (например, http://wciom.ru/database, http://bd.fom.ru), анкеты, предложенные вашим НР и др. Работа выполняется индивидуально (рекомендуется соавторам курсовой работы выбрать разные концепты), сдается через LMS и может содержать несколько файлов в едином архиве: текст работы (MS Word) со ссылками на анкеты/анкетные вопросы в открытом доступе и/или исходные анкеты и тексты статей с приложениями в виде анкет или таблиц с анкетными вопросами (например, 3 анкеты/статьи в формате pdf). Ориентировочный объем работы в ворде 5-10 страниц (с учетом приложения в виде вырезок анкетных вопросов из анкет). Основные элементы работы: · Название концепта(ов), краткое определение (1-2 абзаца). · Описание источниковой базы/анкет (тема исследования, краткая характеристика, ссылка/библиография - если есть). · Таблица показатели / индикаторы / анкетные вопросы к данному концепту (нумерация вопросов готовых анкет). Выбранный(е) концепт(ы) должен включать не менее 2 показателей, каждый из которых состоит из не менее чем 3 индикаторов. Всего в работе использовано не менее 15 анкетных вопросов.
  • неблокирующий Тест 3
    Тест направлен на закрепление знаний по темам - виды опроса, композиция анкеты, виды вопросов в анкете, выборка. На написание теста предлагается около 40 минут.
  • неблокирующий Домашнее задание 6. «Анкета+»
    Работа выполняется индивидуально (рекомендуется соавторам курсовой работы выбрать разные концепты для подготовки анкетных вопросов). Ориентировочный объем работы 5-7 страниц. Формат подачи - один файл в MS Word. Структура работы: · Тема курсовой работы, общий замысел исследования, специфика эмпирического объекта. Следующие пункты могут быть представлены в форме части таблицы операционализации. · - Задача курсовой работы, выбранная для домашнего задания (из курсовой работы каждый из участников берет одну задачу). В рамках домашнего задания возможен анализ задач трех типов: описательная задача, включающая сложный концепт (например, распространенность практик плагиата, политические установки, образ профессии, удовлетворенность государственными услугами и пр.); задача на взаимосвязь переменных, предполагает описание в работе не менее двух переменных, задача на сравнение двух подвыборок. · - Гипотеза к анализируемой задаче, возможно несколько гипотез. · - Интерпретация и операционализация всех концептов, включенных в выбранную задачу (не менее одного, дать точные операциональные определения). - Номер анкетного вопроса во фрагменте анкеты ниже, тип шкалы к каждому вопросу. Ниже под фрагментом таблицы операционализации фрагмент анкеты (лучше в Word сменить альбомный разворот страницы на книжный): · Анкетные вопросы (вопрос и варианты ответов, если они есть) для измерения выбранных концептов в рамках формализованного опроса, оформленные как блок анкеты с соблюдением правил дизайна анкеты. Для ориентировки - должно быть порядка 10 вопросов, но не обязательно. Некоторые табличные вопросы могут занимать разный объем в вашем фрагменте анкеты.
  • неблокирующий Домашнее задание 7. "Неопросные методы".
    Выполнение задания включает выбор темы, подготовку программы и самостоятельное проведение мини-исследования, анализ полученных результатов. Исследование проводится в формате пилотажа – объем выборки определяется исходя из замысла исследования, но не менее 20 публикаций/статей для контент-анализа. Работа выполняется индивидуально, но возможна и кооперация 2-3 студентов, и сдается через LMS. Работа может быть вполнена в одном файле Word, или содержать 2 файла (в едином архиве): а) текст работы (MS Word) и б) первичные материалы (матрицу данных, заполненные бланки наблюдения или протокол контент-анализа, удобнее в MS Excel). Ориентировочный объем работы 5- 10 страниц. Структура задания: - Проблемная ситуация и проблема исследования (почему важно исследовать данную тему и что не ясно, какие сведения необходимо получить) - Эмпирический объект и выборка (для контент-анализа описание источниковой базы с уточнением логики ее отбора - хронология репрезентации изучаемого события, охват, ключевые слова для фильтрации релевантного массива данных и тд.) - Цель исследования (ожидаемый содержательный результат) - Задачи исследования (набор вопросов, на которые необходимо ответить, чтобы достичь цели) - Гипотезы (возможные варианты ответа, на вопросы-задачи, которые проверяются в ходе исследования) - Инструментарий на основе интерпретации и операционализации: Кодировочный бланк включает категории и единицы анализа. Отдельно уточните в тексте единицу счета (слово, статья, абзац и пр.); - Сводный протокол мини-исследования, объединяющая таблица результатов контент-анализа. - Анализ данных и описание результатов проведенного исследования как содержательных (проверка гипотез), так и методических (адекватность инструментария). - Методическая рефлексия, в которой приводится оценка студентом(-ами) своего исследования: что получилось, где были ошибки, что целесообразно в дальнейшем скорректировать на уровне замысла, исполнения, анализа.
  • неблокирующий Тест 4.
    Тест 4 посвящен темам: выборке, пилотажу, неопросным методам. На заполнение теста дается 40 минут.
  • неблокирующий Активность 1
    Каждый семинарист разрабатывает свои задания для закрепления знаний на семинарах и устанавливает правила оценки активности на своих занятиях.
  • неблокирующий Активность 2
    Каждый семинарист разрабатывает свои задания для закрепления знаний на семинарах и устанавливает правила оценки активности на своих занятиях.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.2 * Активность 1 + 0.1 * Домашнее задание 1 "Реконструкция программы исследования" + 0.15 * Домашнее задание 2 "Ведение к литобзору" + 0.15 * Домашнее задание 3 «Проект программы собственного исследования (до таблицы операционализации)» + 0.2 * Домашнее задние 4. «Сумматорная шкала» + 0.1 * Тест 1 + 0.1 * Тест 2.
  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.2 * Активность 2 + 0.15 * Домашнее задание 5. «Реконструкция концепта из анкеты» + 0.15 * Домашнее задание 6. «Анкета+» + 0.2 * Домашнее задание 7. "Неопросные методы". + 0.15 * Тест 3 + 0.15 * Тест 4.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Content analysis : an introduction to its methodology, Krippendorff, K., 2013
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие, Девятко, И. Ф., 2002
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Антон Смолькин. (2015). Искажения в самоописаниях в ходе неформализованного интервью: сенситивные ситуации и стратегии самообъяснения информантов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6B07FE3
  • Бабич, Н., & Власова-ягодина, А. (2013). Методы Отбора Внутри Домохозяйств В Репрезентативных Исследованиях Социальных Норм. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A08FC9DE
  • Картавцев Владимир Владимирович. (n.d.). Механика Интервью: Производство Ситуативной Адекватности Ответов На Открытые Вопросы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fmehanika-intervyu-proizvodstvo-situativnoi-adekvatnosti-otvetov-na-otkrytye-voprosy
  • Методы социологического исследования, учебник, 768 с., Добреньков, В. И., Кравченко, А. И., 2009
  • Прикладная социология: методология и методы : интерактивное учеб. пособие для вузов, Горшков, М. К., 2012