• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Искусство Древнего мира (античность)

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 90

Программа дисциплины

Аннотация

урс знакомит студентов с особенностями сложения и развития основных видов изобразительной деятельности (таких как архитектура, живопись, скульптура) в цивилизациях Древнего мира. Целью курса является формирование у студента представлений о месте и роли искусства Древнего мира в мировой истории, о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным цивилизациям и этапам, объединенных понятием Древнего мира. Для усвоения данного курса внимание уделяется анализу основных мировых и отечественных трудов о генезисе и историческом развитии искусства в рамках цивилизаций Древнего мира; раскрытию связей между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры, а также обозначаются пути преемственности между различными художественными культурами Древнего мира. Курс включает в себя как лекции, так и семинарские занятия, которые будут посвящены изучению конкретных искусства Древнего мира. Необходимая основа для посещения курса – освоение дисциплины «Введение в историю искусства» (1-2 модули 1 курса), «Введение в историю человечества» (1-4 модули, 1 курса).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. формирование у студента представлений о месте и роли искусства Древнего мира в мировой истории 2. о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным цивилизациям и этапам, объединенных понятием искусства Древнего мира 3. ознакомление студентов с мировыми и отечественными трудами о генезисе и историческом развитии искусства в рамках искусства Древнего мира 4. выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в культурах Древнего мира 5. выработка у студентов умения охарактеризовать признаки общности нормативов и эстетических принципов искусства Древнего мира 6. выработка у студентов умения раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры 7. выработка у студентов умения определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам 8. освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать мировые и отечественные труды о генезисе и историческом развитии искусства в рамках искусства Древнего мира
  • знать основные виды древнеримского изобразительного искусства, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды искусства «тёмных веков», основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды искусства бронзового века, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды искусства периода архаики, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды искусства периода классики, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды искусства эллинизма, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды искусства этрусков, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • знать основные памятники, уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства Древней Греции и конкретного памятника
  • знать основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы данного периода и конкретного памятника
  • знать основные этапы в развитии искусства Эгейского мира, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
  • уметь понимать основные теории генезиса архитектуры архаики и аргументировано излагать их положительные и отрицательные черты, знать основные памятники
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Искусство Эгейского мира. Искусство Крита.
  • Искусство Эгейского мира. Искусство Микенской Греции.
  • Введение в изучение искусства Древней Греции.
  • Искусство Древней Греции.
  • Искусство «темных веков» (искусство гомеровского времени).(XI - VIII в. до. н.э.).
  • Архитектура периода архаики (VIII - VI вв. до н.э.).
  • Изобразительное искусство периода архаики (VIII - VI вв. до н.э.).
  • Архитектура периода классики (V - IV вв. до н.э.).
  • Изобразительное искусство периода классики (V - IV вв. до н.э.).
  • Изобразительное искусство и архитетура эллинизма.
  • Искусство этруссков и древних италиков.
  • Архитектура Древнего Рима.
  • Изобразительное искусство Древнего Рима.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий семинар
  • неблокирующий тест по архитектуре Древней Греции
    ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ ПО ТЕМЕ «Архитектура Древней Греции». Цель данной отчётной работы по курсу заключается в закреплении у студентов теоретического материала, излагаемого в лекционном курсе. Опрос проводится по двум вариантам, каждый вариант состоит из вопросов, составленных по материалам лекций и освещающих основные проблемы древнегреческой архитектуры. Примерный список вопросов: 1. Какие композиционные элементы входят в состав дворцовых ансамблей Крита? 2. Укажите основные черты критской архитектуры 3. Перечислите основные черты микенской архитектуры 4. Перечислите композиционные элементы, входящие состав архитектурных ансамблей Микенской Греции 5. Дайте определение понятию «мегарон» и перечислите основные памятники, связанные с этим типом архитектуры 6. Укажите основные строительные материалы, применяемые в архитектуре Древней Греции 7. Дорический ордер: основные элементы конструкции, художественно-образная структура. 8. Ионический ордер: основные элементы конструкции, художественно-образная структура. 9. Укажите основные планировочные особенности древнегреческого храма 10. Укажите основные типы древнегреческого храма 11. Укажите основные элементы системы курватур 12. Укажите основные планировочные особенности и элементы ансамбля Афинского акрополя
  • неблокирующий тест по изобразительному искусству Древней Греции
    ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ». Контрольная состоит из двух заданий Задание № 1 Искусство периода архаики. Цель данного задания заключается в выработке у студентов навыков узнавания памятников древнегреческого изобразительного искусства, а не демонстрации механического заучивания изобразительного материала. В ходе задания студентам предлагается угадать 5 классических памятников искусства (отмечены полужирным курсивом в программе курса), рассматриваемого периода. Ответ на вопрос должен содержать развёрнутую характеристику памятника (точное название; автора (если есть таковые свидетельства); школа или художественное направление (если есть таковые); название композиционного цикла, если показываемое произведение является его частью; стилистические особенности, время создания), а не простое его называние. Для подготовки к данному заданию необходимо просмотреть материал лекций и просмотреть альбомы по теме контрольной. Развитие навыков исследовательской работы на базе сочетания самостоятельного анализа памятника искусства и попыток интерпретационных построений. Работа проводится по четырём вариантам. Примерный вариант ответа на задание № 1: Первый уровень сложности. Студентам показывается скульптурная группа Клеобис и Битон. Правильный ответ – скульптурная группа Клеобис и Битон, автор – Полимед Аргосский. Крайне условная передача шага, создающая эффект абсолютной неподвижности; использование пропорций коренастого широкоплечего тела; проявление интереса к строению человеческого тела при обобщённой, суммарной трактовке мускулатуры; попытка овладеть объёмом тела при отсутствии органического единства между фасом и профилем; механичность при соединении персонажей в скульптурную группу. Аргосская школа. Период ранней архаики, круг памятников, созданных в начале VI в. до н.э. Второй уровень сложности. Студентам предлагается следующий набор памятников – надгробие Кройса из Анависоса, скульптурная группа Клеобис и Битон, Аполлон из Пирея, Аполлон Тенейский, Схема правильного ответа: 1. Сначала студент должен дать стилистическую характеристику каждому памятнику отдельно. Правильно описанные стилистические параметры позволят определить время создания, к которому относится памятник. Надгробие Кройса из Анависоса - большая правильность и достоверность в передаче пропорций, исчезновение условного и орнаментального показа мускулатуры, использование приёмов хиазма, уникальный союз орнаментальной декоративности и стремления к реальному подобию, пример куросов типа Анависос-Птоон – Рубеж зрелой и поздней архаики. Скульптурная группа Клеобис и Битон – крайне условная передача шага, использование пропорций коренастого широкоплечего тела; проявление интереса к строению человеческого тела при обобщённой, суммарно схематичной трактовке мускулатуры; попытка овладеть объёмом тела при отсутствии органического единства между фасом и профилем; механичность при соединении персонажей в скульптурную группу. - Ранннеархаический период, нач. VI в. до н.э. Аполлон из Пирея - активное роль жеста, утрата статуей приоритета фронтальной точки зрения, попытка передать положение тела в пространстве при сохранении условности в передаче объёма, пример позднеархаического куроса – Период поздней архаики. Аполлон Тенейский - появление мягкой трактовки деталей тела при сохранении условности в передаче движения; больший, по сравнению с группой Клеобис и Битон, интерес к пластическому, а не схематично-графическому, обозначению частей тела; пример куросов типа Воломандра – Конец раннеархаического периода, круг памятников, датируемых сер. VI в. до н.э. 2. Ориентируясь на результаты, полученные при выполнении первого этапа второго уровня сложности, далее необходимо расставить памятники в хронологическом порядке: скульптурная группа Клеобис и Битон – Аполлон Тенейский – надгробие Кройса из Анависоса – Аполлон из Пирея.
  • неблокирующий тест по изобразительному искусству Древнего Рима
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    0.4 * Экзамен + 0.15 * семинар + 0.15 * тест по архитектуре Древней Греции + 0.15 * тест по изобразительному искусству Древнего Рима + 0.15 * тест по изобразительному искусству Древней Греции
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • История памятников архитектуры : от пирамид до небоскребов, Овсянников, Ю. М., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История Древнего Рима : Учеб. пособие для вузов, Кузищин, В.И., 2012