Бакалавриат
2023/2024
Проектный семинар "Управление командой"
Статус:
Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Аксютин Александр Николаевич,
Бессолицын Тимур Олегович,
Гордиенко Ольга Александровна,
Мифтахова Алиса Александровна,
Пашуто Анастасия Павловна,
Рыкина Мария Николаевна,
Фаталина Анастасия Андреевна
Язык:
русский
Кредиты:
2
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Формирование благоприятного климата в коллективе, профессиональное развитие членов команды и удержание талантливых сотрудников в современных реалиях является важнейшей задачей и ответственностью руководителей или лидеров проектных команд наряду с решение содержательных задач и достижением бизнес-результата.Целью проектного семинара «Управление командой» является формирование и анализ собственного опыта командной работы у студентов и развитие навыков организации командной работы.Курс предполагает сочетание как индивидуальной активности студента на семинарах, так и совместной работы команды в рамках выполнения итогового проекта по курсу. В рамках курса используются следующие форматы: мини-лекции, решение кейсов, критический анализ классических и современных теорий управления командой и ее развития, cквозная (итоговая) проектная работа по применения и анализу изученных методик.В случае успешного прохождения проектного семинара студент получает опыт как в организации командной работы, так и анализа различных аспектов командной работы.
Цель освоения дисциплины
- Целью проектного семинара «Управление командой» является формирование и анализ собственного опыта командной работы у студентов. Задачи проектного семинара: 1) изучение научно обоснованных моделей для анализа групповой динамики и командной работы; 2) анализ собственной студенческой команды; 3) развитие навыков организации командной работы.
Планируемые результаты обучения
- Знание возможностей использования модели И.Адизеса для постоянных команд.
- Знание способов применения модели М.Белбина для проектных команд. Знание особенностей командных ролей.
- Понимание истории возникновения команд. Стадии (этапы) формирования команды, командные эффекты.
- Знание этапов превращения группы в команду по Д. Катценбаху и Д. Смиту
- Знание стадий формирования высокоэффективной команды (Б. Такман)
- Знание диагностической модели П. Ленсиони для определения командных пороков. Методы анализа командной деятельности
- Управление командами в условиях неопределенности и стресса. Концепция тиминга Э.Эдмонсон.
- Знание лидерских практик формирования команды.
- Знание особенностей формирования предпринимательских команд.
- Студенты знают, под воздействием каких социально-психологических механизмов эволюционирует группа/ Студенты понимают особенности групповой динамики на каждой стадии развития по модели Б. Такмана.
- Умеют диагностировать свои роли свои ведущие и замещающие роли по модели М. Белбин Могут определять стиль ролевые репертуары других членов собственной команды Студенты смогут самостоятельно скорректировать видение своих ролей другими членами группы для эффективного командного взаимодействия, корректировать свой ИПР Студенты понимают, что такое командный профиль по модели М. Белбина, предлагают способы корректировки командного профиля.
- Дифференцируют командные пороки по модели П. Ленсиони и объясняют их наличие на примере собственной студенческой команды. Знают способы преодоления командных пороков
- Планируют и вырабатывают рекомендации в отношении изменения командного профиля с использование практик развития команды. Умеют выходить в рефлексивную позицию, анализировать неудачи и разрабатывать решения. Дифференцируют практики развития команды и объясняют целесообразность их использования для собственной студенческой команды. Использует релевантные практики развития команды для решения учебных задач проектного семинара.
Содержание учебной дисциплины
- Команда как способ организации работы.
- Групповая динамика
- Неформальная структура группы.
- Симптомы нездоровой команды (пороки) и их преодоление
- Тема 5. Современные вызовы управления командами.
- Тема 6. Команды в условиях стресса.
Элементы контроля
- Итоговый проектВ начале проектного семинара студенты объединяются по своему желанию в группы по 5-6 человек. В рамках данного задания командам предстоит провести диагностику и анализ совместной работы и предложить меры по ее улучшению. Целью итогового проекта является диагностика и анализ состояния студенческой команды с использованием инструментов, моделей изученных в курсе, а также разработка рекомендаций по ее улучшению. Итоговый проект выполняется в формате презентации с отчетом с опорой на академическую литературу (научные статьи, учебники, результаты конференций) и другие авторитетные источники (бизнес-статьи, интервью, Ted-Talks и т. п.) Отчет загружается до 23.59 (GMT +3) 17 октября c заголовком (группа _Ваша Фамилия ИО) по ссылке в Smart LMS. Группы презентуют свой доклад на сессионной неделе. Презентация c заголовком (группа _Ваша Фамилия ИО) по ссылке в Smart LMS загружается за сутки до согласованного дня презентации результатов.
- индивидуальное эссеПисьменная домашняя работа выполняется в формате научного эссе по одной из тем курса (см. вопросы для оценки качества усвоения дисциплины) с опорой на академическую литературу (научные статьи, учебники, результаты конференций) и другие авторитетные источники (бизнес-статьи, интервью, Ted-Talks и т. п.) Работа загружается до 23.59 (GMT +3) дня третьего семинара в формате word c заголовком (группа _Ваша Фамилия ИО) по ссылке в Smart LMS. Работы, отправленные в отличном от указанного формате, не рассматриваются. Эссе представленные в иных форматах получают неудовлетворительную оценку. • Работы принимаются в течение трех дней включительно после дня дедлайна с штрафными баллами. За каждые сутки опоздания снимается 1 балл. По истечении этого срока работы не принимаются.
- Работа на семинарахОценивается активность и вклад студентов в работу семинарского занятия.
- Промежуточные тестыВ начале семинаров 2-5 проводится онлайн тестирование по теме предыдущего занятия и по результатам подготовки. Тестирование проводится в форме закрытых вопросов с множественными вариантами ответов. Каждый тест содержит 10 вопросов.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 1st module0.5 * Итоговый проект + 0.15 * Промежуточные тесты + 0.15 * Работа на семинарах + 0.2 * индивидуальное эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alpina - 24484 - (HBR) Коллектив авторов - Управление и лидерство для начинающих руководителей - 9785961482607 - Альпина Паблишер - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/book/24484
- Alpina - 730 - Д.Тьюсон; О.Крегер - Почему мы такие? 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим - 9785961431971 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/730
- Alpina - 894 - И. Адизес - Стили менеджмента — эффективные и неэффективные - 9785961433036 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/894
- Start with Why. Как выдающиеся лидеры вдохновляют действовать, Синек, С., 2020
- Взаимодействие в команде : как организации учатся, создают инновации и конкурируют в экономике знаний : пер. с англ., Эдмондсон, Э., 2019
- Идеальный руководитель : почему им нельзя стать и что из этого следует, Адизес, И. К., 2023
- Корниенко, В. И. Командообразование : учебник для вузов / В. И. Корниенко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 291 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14723-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520204 (дата обращения: 27.08.2024).
- Корниенко, В. И. Командообразование : учебник для вузов / В. И. Корниенко. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 291 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14723-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544419 (дата обращения: 27.08.2024).
- Крегер, О. Почему мы такие на работе? Как осознать наши различия и успешно работать вместе. 16 типов личности : научно-популярное издание / О. Крегер, Д. Тьюсен, Х. Ратледж. - Москва : Альпина Паблишер, 2023. - 492 с. - ISBN 978-5-9614-7862-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2140980
- Лидеры едят последними : как создать команду мечты, Синек, С., 2021
- Мастроджакомо, С. Инструменты командной работы: Пять способов сплотить команду, выстроить доверительные отношения и добиться высоких результатов : практическое руководство / С. Мастроджакомо, А. Остервальдер. - Москва : Альпина Паблишер, 2022. - 322 с. - (Серия «Бизнес-модели Остервальдера»). - ISBN 978-5-9614-6416-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1905827
- Патрик Ленсиони - Шесть гениев команды - 978-5-00214-268-2 - МИФ - 2023 - https://hse.miflib.ru/#/book/29448 - 29448
- Развитие лидеров : как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей, Адизес, И. К., 2018
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alpina - 19139 - Д.Шервин; М.Шервин - Как создать настоящую команду: Алгоритмы, повышающие эффективность совместной работы - 9785961425864 - Альпина Паблишер - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/19139
- Alpina - 23976 - А.Остервальдер; С.Мастроджакомо - Инструменты командной работы: Пять способов сплотить команду, выстроить доверительные отношения и добиться высоких результатов - 9785961479133 - Альпина Паблишер - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/book/23976
- Alpina - 850 - И. Адизес - Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует - 9785961432817 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/850
- Адизес И. - Управление в эпоху кризиса. Как сохранить ключевых людей и компанию - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2015 - 160с. - ISBN: 978-5-00057-618-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91648
- Команды в современных организациях +CD : учебник, Чанько, А. Д., 2011
- Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач : пер. с англ., Белбин, Р. М., 2003
- Работать надо по-другому : пер. с англ., Белбин, Р. М., 2004
- Типы ролей в командах менеджеров : пер. с англ., Белбин, Р. М., 2003
- Управление в эпоху кризиса : как сохранить ключевых людей и компанию, Адизес, И. К., 2015