Магистратура
2023/2024
Научно-исследовательский семинар "Анализ и прогноз деятельности Европейского союза"
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Международные отношения: европейские и азиатские исследования)
Направление:
41.04.05. Международные отношения
Кто читает:
Департамент зарубежного регионоведения
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Аликин Артём Анатольевич
Прогр. обучения:
Международные отношения: европейские и азиатские исследования
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар «Анализ и прогноз деятельности Европейского союза», проводимый для студентов 1 курса, нацелен на формирование и развитие навыков исследовательской и аналитической работы на данных, предоставляемых институтами Европейского союза и политиками, осуществляемыми этими институтами. Программа семинара предусматривает написание обзорных работ, посвящённых исследовательскому полю современных европейских исследований, а также эмпирическим данным, необходимым для проведения исследования. Также семинар предполагает проведения презентаций промежуточных результатов исследований студентов и их защиту. Научно-исследовательский семинар «Анализ и прогноз деятельности Европейского союза», проводимый для студентов 2 курса нацелен на развитие и всестороннее применение навыков исследовательской и аналитической работы в рамках современных европейских исследованиях. Семинар ориентирован на методологическую, теоретическую и иную поддержку студентов в написании магистерской диссертации. Для этого семинар предполагает написание двух обзорных работ и презентации промежуточных результатов магистерского исследования.
Цель освоения дисциплины
- Основная цель научно-исследовательского семинара – выработать у студентов навыки, знания и умения исследовательской и информационно-аналитической работы в процессе подготовки магистерской диссертации. Данная цель определяет следующие задачи НИС: 1) Проведение среди студентов профессиональной ориентационной работы, позволяющей им выбрать направление и тему исследования 2) Обучение студентов навыками академической (исследовательской и информацион-но-аналитической) работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных и информационно-аналитических работ; 3) Выработка у студентов специфических навыков, знаний и умений, связанных с необходимостью информационно-аналитического взаимодействия с бизнесом и органами государственной власти в России и за рубежом; 4) Выработка у студентов навыков научной дискуссии (экспертного обсуждения) и презентации исследовательских результатов, в т.ч., и через обсуждение проектов и готовых исследовательских работ студентов.
Планируемые результаты обучения
- Демонстрирует навыки написания обзора литературы по теме исследования;
- Демонстрирует навыки написания обзора эмпирических данных по теме исследования;
- Демонстрирует навыки отбора и профессиональной оценки эмпирических данных, анализа, обобщения и интерпретации полученных данных;
- Демонстрирует навыки поиска нарративов для интерпретации результатов анализа, поиска причинно-следственных связей для интерпретации;
- Демонстрирует навыки применения качественных и количественных методов научного исследования;
- Называет методологические особенности политических, социальных наук и науки о международных отношениях;
- Объясняет смысл и задачи исследовательских процедур;
- Объясняет формальную структуру исследовательской работы;
- Описывает возможности и ограничения определенных методов и теорий при проведении исследований;
- Описывает потенциал, задачи и виды качественных методов;
- Описывает теории, приемлющие количественные и качественные методы;
- Определяет задачи исследовательских вопросов;
- Определяет релевантную стратегию исследования;
- Определяет релевантные исследовательские методы
- Отличает теорию от парадигмы;
- Отличает эмпирические данные от научно-исследовательской литературы;
- Оценивает потенциал, задачи и виды количественных методов;
- Представляет результаты своего исследования;
- Различает виды гипотез в социальных исследованиях (простая, сложная, рабочая, нулевая, статистическая, альтернативная, логическая);
- Составляет гипотезу и план исследования;
- Формулирует исследовательский вопрос;
- Формулирует практическую и теоретическую актуальности исследования, понять различия между актуальностью и новизной исследования;
- Формулирует проблему исследования;
Содержание учебной дисциплины
- Исследовательская проблема
- Исследовательский вопрос и его типы
- Актуальность и новизна исследования
- Гипотеза и ее задачи
- Исследовательские процедуры
- Стратегия исследования и ее виды
- Инструменты научного исследования
- Структура исследования и ее необходимые элементы
- Теоретико-методологический плюрализм и место исследования в нем
- Самооценка полученных результатов и планирование дальнейших исследований
- Научный метод
- Исследуемость темы и ограничения.
- Поиск, отбор, анализ эмпирических данных
- Связь теорий европейской интеграции, исследовательских методов и эмпирических данных
- Качественные методы
- Количественные методы
- Интерпретация результатов анализа
- Презентация гипотезы и плана исследования
- Написание обзора эмпирических данных по теме исследования
- Написание обзора литературы по теме исследования
- Презентация итоговых результатов исследования
Элементы контроля
- Написание краткого обзора эмпирических данных по теме исследования
- Написание краткого обзора литературы по теме исследования
- Презентацию итоговых результатов исследованияЭкзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://www.zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи
- Работа на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.2 * Написание краткого обзора литературы по теме исследования + 0.2 * Написание краткого обзора эмпирических данных по теме исследования + 0.4 * Презентацию итоговых результатов исследования + 0.2 * Работа на семинарских занятиях
- 2023/2024 учебный год 2 модуль.
- 2023/2024 учебный год 4 модульНаписание краткого обзора эмпирических данных по теме исследования * 0.2 + Написание краткого обзора литературы по теме исследования * 0.2 + Презентацию итоговых результатов исследования * 0.4 + Работа на семинарских занятиях * 0.2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Лебедева, М. М., Мировая политика : учебник / М. М. Лебедева. — Москва : КноРус, 2016. — 253 с. — ISBN 978-5-406-05018-7. — URL: https://book.ru/book/917926 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Лебедева, М. М., Мировая политика : учебник / М. М. Лебедева. — Москва : КноРус, 2018. — 253 с. — ISBN 978-5-406-06044-5. — URL: https://book.ru/book/926535 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
- Лебедева, М. М., Мировая политика : учебник / М. М. Лебедева. — Москва : КноРус, 2020. — 254 с. — ISBN 978-5-406-07470-1. — URL: https://book.ru/book/932579 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
- Методы политических исследований : учеб. пособие для вузов, Боришполец, К. П., 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
- Beckers, S., Steliaros, M., & Thomson, A. (2004). Bias in European Analysts’ Earnings Forecasts. Financial Analysts Journal, 60(2), 74–85. https://doi.org/10.2469/faj.v60.n2.2611
- Ачкасов, В. А. Мировая политика и международные отношения : учебник для академического бакалавриата / В. А. Ачкасов, С. А. Ланцов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 484 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10418-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/430000 (дата обращения: 28.08.2023).
- Батюк, В. И. История международных отношений : учебник для академического бакалавриата / В. И. Батюк. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 483 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00346-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432991 (дата обращения: 28.08.2023).
- Батюк, В. И. История: мировая политика : учебник для среднего профессионального образования / В. И. Батюк. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 256 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10207-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442452 (дата обращения: 28.08.2023).
- Батюк, В. И. Мировая политика : учебник для академического бакалавриата / В. И. Батюк. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 256 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00372-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433675 (дата обращения: 28.08.2023).