• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2023/2024

Предметное поле современного искусства и стратегии его осмысления в контексте развития гуманитарного зрения

Статус: Курс обязательный
Направление: 00.00.00. Аспирантура
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 2-й курс, 2 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Специальная дисциплина «Предметное поле современного искусства и стратегии его осмысления в контексте развития гуманитарного знания» нацелена на развитие у аспирантов соответствующих компетенций, направленных на формирование ясного представления о логике развития общемирового художественного процесса в контексте современной глобальной культуры. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются: историко-художественные процессы в их художественных, культурных, социокультурных, формально-стилевых, семиотических измерениях и их отражение в произведениях искусства, теории и методологии искусствоведения, эстетических концепциях; способы создания и презентации произведений искусства; окружающая культурно-пространственная среда; система образования в области искусств; институты и институционализация в мире искусства; общественные объединения и профессиональные организации в области искусств.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • углубленное изучение теоретических и методологических основ искусствоведения;
  • формирование способности ориентироваться в специальной литературе в сфере изобразительного и декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
  • ознакомление с основной проблематикой критического дискурса (российского и международного) в области искусства;
  • формирование готовности и способности научно-педагогических кадров к представлению результатов собственной научно-исследовательской деятельности в международном контексте;
  • развитие навыков научно-исследовательской деятельности в области искусства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных этапов истории искусства, с этой целью - усвоение базисных знаний о ключевых моментах истории мирового искусства 2-й пол. ХХ века и теоретических моделях его интерпретации, нацеленное на системное овладение техническим инструментарием самостоятельного анализа.
  • Знание основных этапов истории искусства, с этой целью - усвоение важных стилистических направлений в мировом искусстве XIX века и основных особенностей художественной культуры.
  • Знание основных этапов истории искусства, с этой целью - усвоение знаний о ключевых моментах истории искусства 2-й пол. XIX века и теоретических моделях его интерпретации, нацеленное на системное овладение техническим инструментарием самостоятельного анализа.
  • Знание основных этапов истории искусства, с этой целью - усвоение знаний о ключевых моментах истории искусства XVIII века и теоретических моделях его интерпретации, нацеленное на системное овладение техническим инструментарием самостоятельного анализа.
  • Знание основных этапов истории искусства, с этой целью - усвоение знаний о ключевых моментах истории искусства античности и теоретических моделях его интерпретации, нацеленное на системное овладение техническим инструментарием самостоятельного анализа.
  • Знание основных этапов истории искусства, с этой целью - усвоение знаний о ключевых моментах истории искусства барокко и теоретических моделях его интерпретации, нацеленное на системное овладение техническим инструментарием самостоятельного анализа.
  • Знание основных этапов истории искусства, с этой целью - усвоение знаний о ключевых моментах истории искусства Возрождения и теоретических моделях его интерпретации, нацеленное на системное овладение техническим инструментарием самостоятельного анализа.
  • Знание основных этапов истории искусства, с этой целью - усвоение знаний о ключевых моментах истории искусства импрессионизма и постимпрессионизма и теоретических моделях его интерпретации, нацеленное на системное овладение техническим инструментарием самостоятельного анализа.
  • Знание основных этапов истории искусства, с этой целью - усвоение знаний о ключевых моментах истории искусства классицизма и теоретических моделях его интерпретации, нацеленное на системное овладение техническим инструментарием самостоятельного анализа.
  • Знание основных этапов истории искусства, с этой целью - усвоение знаний о ключевых моментах истории искусства Средневековья и теоретических моделях его интерпретации, нацеленное на системное овладение техническим инструментарием самостоятельного анализа.
  • Знание основных этапов истории искусства, с этой целью - усвоение знаний о ключевых моментах истории искусства эпохи романтизма и теоретических моделях его интерпретации, нацеленное на системное овладение техническим инструментарием самостоятельного анализа.
  • Получение опыта анализа новейших искусствоведческих проблем, теорий, идей; компартивистского анализа, с этой целью - получение представления о проблематике теорий искусства сер.-2 пол. 20 в.: антиэссенциализме, перцептуализме, институциональной теории искусства.
  • Получение опыта аналитической и экспертной работы, логикой аргументации и навыками критического мышления.
  • Получение опыта концептуализации и структурирования своих научно-исследовательских разработок с учетом контекста современного дискурса (концепции "перформативного поворота", практик перформанса и акционизма).
  • Получение опыта концептуализации и структурирования своих научно-исследовательских разработок с учетом контекста современного дискурса (проблематики критического дискурса в области массового и элитарного искусства).
  • Получение опыта подготовки и презентации (в т.ч. на английском языке) своих научно-исследовательских разработок.
  • Получение опыта формулирования своих мыслей (письменно и устно) с использованием соответствующей искусствоведческой лексики в контексте актуальной проблематики дискурса (относительно концепций модернизма, постмодернизма, постпостмодернизма).
  • Получение опыта формулирования своих мыслей (письменно и устно) с использованием соответствующей искусствоведческой лексики в контексте актуальной проблематики дискурса (относительно особенностей ситуации постмедиальности в искусстве вт.пол. 20 - 21 вв.).
  • Умение демонстрировать понимание контекста возникновения искусствоведческих концепций и идей, оформившихся в конце 19-нач. 21 вв., а также ранних периодов, с этой целью - получение представления о феминизме, гендерной теории, квир-теории, их истории, проблематике, произведениях феминистского искусства, квир-исскусства.
  • Умение демонстрировать понимание контекста возникновения искусствоведческих концепций и идей, оформившихся в конце 19-нач. 21 вв., а также ранних периодов.
  • Умение ориентироваться в предметном поле искусствоведческой науки на современном этапе ее развития: знание основных искусствоведческиих теорий, основных подходов к интерпретации искусствоведческих проблем; специфики новейших подходов в искусствоведческом исследовании.
  • Умение оформлять результаты научной деятельности (исследовательский результат) в соответствии с требованиями международного научного сообщества с учетом выбранного формата и целевой аудитории (концептуализация), соотнося их с актуальной искусствоведческой проблематикой.
  • Умение рассматривать искусствоведение как особую область научной деятельности, связанную с развитием искусства.
  • Умение сопоставлять искусствоведческие теории с практиками искусства и с научным знанием из других сфер науки, с этой целью - получение ясного представления об учениях К. Маркса и З. Фрейда, а также о дальнейшем развитии идей фрейдизма и марксизма.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие модернизма и постмодернизма в искусстве. Основные понятия постмодернизма
  • Перформанс. Акционизм
  • Массовое и элитарное искусство (историческая перспектива)
  • Сущность искусства. Эссенциализм и антиэссенциализм
  • Методология и (избранные) методы искусствоведческого анализа
  • Состояние постмедиальности в искусстве вт.пол. 20 - 21 вв.
  • Феминизм и гендерная теория
  • Неомарксизм и фрейдизм
  • Перспективы развития искусства в XXI в.
  • Искусство античности
  • Искусство Средневековья
  • Искусство эпохи Возрождения. Культурологические основы искусства Возрождения: гуманизм, обращение к античному наследию
  • Искусство эпохи барокко
  • Искусство классицизма
  • Художественно-эстетические принципы и направления искусства XVIII века
  • Романтизм как художественное направление, реакция на рационализм эстетики классицизма
  • Искусство второй половины XIX века
  • Импрессионизм и постимпрессионизм
  • Основные особенности художественной культуры 1-й пол. ХХ века (проблема стиля, направлений, течений и групп)
  • Общая характеристика искусства после Второй Мировой войны
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Накопленная оценка
  • неблокирующий Результирующая оценка
    Экзамен.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd semester
    Форма проведения испытания: кандидатский экзамен по специальности в виде устного экзамена по билетам. Продолжительность испытания: аспиранту в начале экзамена предлагается взять билет, после чего ему дается 30 минут на подготовку. Устный ответ членам экзаменационной комиссии длится 10-20 минут. Структура вступительного экзамена: экзамен состоит из ответа на вопросы экзаменационного билета. Он включает в себя два любых вопроса из нижеперечисленных тем программы и третьего вопроса: «Направление Ваших исследований, теоретическое обоснование темы и плана исследований». Оценка уровня знаний (баллы): каждый вопрос оценивается по десятибалльной шкале. Итоговая оценка выставляется по пятибалльной шкале по следующему принципу пересчета: «Отлично»: 8-10 баллов (по десятибалльной шкале). «Хорошо»: 6-7 баллов (по десятибалльной шкале). «Удовлетворительно»: 4-5 баллов (по десятибалльной шкале). «Неудовлетворительно»: 0-3 балла (по десятибалльной шкале). Критерии оценивания Баллы Ответ полный, логичный, конкретный, без замечаний, продемонстрированы знания психологической проблематики и терминологии. 8-10 Ответ полный, логичный, конкретный, присутствуют незначительные замечания в отношении знания психологической проблематики и терминологии. 6-7 Ответ неполный, отсутствует логичность повествования, допущены существенные фактологические ошибки. 4-5 Ответ на поставленный вопрос не дан. 0-3 Невыполнение одного из заданий (или отказ от его выполнения) является, как правило, основанием для выставления неудовлетворительной оценки за кандидатский экзамен в целом.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Williams, G. (2014). “Art writing in the Second Machine Age: from Andy Warhol to Kenneth Goldsmith” —— How to Write about Contemporary Art, talks and workshops. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.45F9BA9C
  • Вальковский, А. (2010). Американская Антиэссенциалистская Философия Искусства. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E459550E
  • Гнедич, П. П. История искусств : в 3 томах / П. П. Гнедич. — Санкт-Петербург : Лань, [б. г.]. — Том 1 : От древности до эпохи Возрождения — 2013. — 321 с. — ISBN 978-5-507-31030-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/32034 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Гнедич, П. П. История искусств. Зодчество, живопись, ваяние : в 3 томах / П. П. Гнедич. — Санкт-Петербург : Лань, [б. г.]. — Том 2 : Эпоха Возрождения — 2013. — 691 с. — ISBN 978-5-507-31031-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/32035 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Гнедич, П. П. История искусств. Зодчество, живопись, ваяние : в 3 томах / П. П. Гнедич. — Санкт-Петербург : Лань, [б. г.]. — Том 3 : От Эпохи Возрождения до наших дней — 2013. — 870 с. — ISBN 978-5-507-31130-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/32133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Гредескул, Н. А. Марксизм и идеализм / Н. А. Гредескул. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 41 с. — ISBN 978-5-507-34598-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/35338 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Гуменюк, А. Н.  Искусствоведение. Морфология пластических искусств : учебное пособие для вузов / А. Н. Гуменюк, Л. В. Чуйко. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Омск : Изд-во ОмГТУ. — 133 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11740-0 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8149-2548-0 (Изд-во ОмГТУ). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446047 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Ильин, Е.П. Пол и гендер : практическое руководство / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. — 688 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-02340-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055297 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055297
  • Ильина, Т. В.  История искусства Западной Европы. От Античности до наших дней : учебник для академического бакалавриата / Т. В. Ильина, М. С. Фомина. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 346 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03311-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431152 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Истоки постмодерна / Андерсон П., Апполонов А.; Под ред. Маяцкий М. - Москва :ИД Тер. будущего, 2011. - 208 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-066-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/359876
  • Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Краусс, Р. Холостяки / Р. Краусс , перевод с английского С. Б. Дубин. — Москва : Прогресс-Традиция, 2004. — 144 с. — ISBN 5-89826-224-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/77105 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Рендл, М. В., Трансформация современности модерн и постмодерн как социокультурные феномены : монография / М. В. Рендл. — Москва : Русайнс, 2016. — 213 с. — ISBN 978-5-4365-1332-4. — URL: https://book.ru/book/921982 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Северюхин, Д. (2011). Художественный Рынок: Как Это Следует Понимать В Искусствоведении. Вестник Санкт-Петербургского Государственного Университета Культуры и Искусств, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14039926

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Cook, R. (2001). The mediated manufacture of an “avant-garde”: a Bourdieusian analysis of the field of contemporary art in London, 1997-9. Sociological Review, 49(1), 164–185. https://doi.org/10.1111/j.1467-954X.2001.tb03540.x
  • Philipsen, L. (2010). Globalizing Contemporary Art : The Art World’s New Internationalism. Aarhus: Aarhus University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=515709
  • Rugg, J. (2007). Issues in curating contemporary art and performance. United Kingdom, Europe: Intellect Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D91EC57A
  • THATCHER, J. (2015). How to Write About Contemporary Art. Art Monthly, (383), 35. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=101103218
  • Velthuis, O. (2003). Symbolic meanings of prices: Constructing the value of contemporary art in Amsterdam and New York galleries. Theory & Society, 32(2), 181. https://doi.org/10.1023/A:1023995520369
  • АФАНАСЬЕВ АНТОН СЕРГЕЕВИЧ. (2016). Теория текста в работах Ролана Барта и Жака Деррида: гендерный аспект. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DA5F6DA
  • Дворжак, М. История искусства как история духа / М. Дворжак. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 369 с. — ISBN 978-5-507-40730-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/51636 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • МАНЬКОВСКАЯ Н.Б. 'Париж со змеями' (Введение в эстетику постмодернизма). - М., 1995. - 222 с. ISBN 5-201-01869-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/347324
  • Оболенский, Л. Е. Изложение и критика идей неомарксизма / Л. Е. Оболенский. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 142 с. — ISBN 978-5-507-37280-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/43967 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Рябцева, В.А. Искусство Древнего Востока (Древний Египет) : учеб. пособие для обучающихся по направлению подготовки 50.03.04 «Теория и история искусств», профиль «Искусствоведение», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / В.А. Рябцева. - Кемерово : КемГИК, 2018. - 138 с. - ISBN 978-5-8154-0461-8. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1041212