Бакалавриат
2023/2024
Философские проблемы современной науки
Статус:
Курс обязательный (Философия)
Направление:
47.03.01. Философия
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Дроздова Дарья Николаевна,
Карпенко Иван Александрович,
Князева Елена Николаевна,
Кузин Иван Александрович,
Терехович Владислав Эрикович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
72
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к базовой части блока профессиональных дисциплин образовательной̆ программы «Философия» и является обязательной. В отличие от традиционных курсов по философии науки акцент сделан не на классических работах по общей философии науки, а на философских проблемах конкретных наук в их современном состоянии. Дисциплина представлена тремя блоками. Блок «Общие вопросы философии науки» основан на курсах по истории зарубежной философии и логики, кратко знакомит с историей взаимоотношений науки и философии, включая конкретные онтологические и эпистемологические проблемы, и с общими методологическими проблемами науки. После изучения общей части студенты специализируются на одном из двух блоков, посвященных философским дискуссиям в конкретных науках. Блок «Философские проблемы точных наук» посвящен философским проблемам современной математики, физики, космологии, компьютерных наук и искусственного интеллекта (ИИ). Блок «Философские проблемы наук о жизни» посвящен философским проблемам современной биологии, медицины и смежных наук и направлений – химии, психологии, когнитивистики и ИИ, общей теории систем, исследований искусственной жизни, киберфизических систем и интернета вещей.Данный курс не только знакомит с философскими проблемами современной науки, но и дает базовые знания и навыки, позволяющие учитывать эти проблемы при рассмотрении интересующих студентов вопросов из других разделов философии – как более общих, так и более прикладных.
Цель освоения дисциплины
- Знать значение основных философских понятий и категорий, а также содержание основных философских концепций, описывающих развитие науки и научного метода;
- Уметь применять понятийно-категориальный аппарат философии науки в профессиональной деятельности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; анализировать процессы и явления, происходящие в науке; интерпретировать научные и философские тексты (первоисточники и комментирующую литературу), а также излагать свою интерпретацию как письменно, так и в устной форме.
- Владеть навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы науки; грамотно выражать и аргументировать свою точку зрения (устно и письменно) при заимствовании и интерпретации тех или иных из усвоенных идей и понятий, уметь оценивать свою деятельность, на основе полученных знаний.
Планируемые результаты обучения
- Интерпретирует современные концепции относительно реальности объектов научных теорий и того, насколько научные теории соответствуют явлениям. Воспроизводит аргументы сторонников научного реализма и их противников, критически анализирует эти аргументы на примере конкретных научных теорий.
- Воспроизводит аргументы философских концепций о реальности математических объектов. Интерпретирует философские представления о связи математических и физических моделей на примере конкретных научных теорий.
- Воспроизводит и интерпретирует эволюцию философских оснований фундаментальных физических теорий. Критически анализирует эти основания с позиций основных концепций из истории философии.
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Предмет философии науки.
- Наука как система знания
- Наука как деятельность. Цели и задачи научного исследования
- Наука как социальный институт. Ценностное измерение науки
- Научный реализм
- Объекты и модели в математике и физике
- От парадигмы механистической к квантовой
Элементы контроля
- Участие в семинарахОценивается только работа на семинаре по шкале 6-8-10. Проверяется знакомство студентов с текстами, которые предлагались к семинарам, и осмысление проблем, которые сформулированы в этих текстах.
- РефлексияСамостоятельная рефлексия над одной из проблем и тезисов, которые поднимаются в текстах, обсуждаемых на семинарах. Объем - примерно 5000 знаков.
- Анализ рефлексии сокурсника2000-3000 зн. с пробелами
- Критический анализ статьиОбъем 6000-8000 зн. с пробелами.
- Тесты
- ЭкзаменУстный экзамен из двух вопросов - по общей и специальной частям
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модульИтоговая оценка за курс: 0,6 * Оценка_накопленная + 0,4 * Оценка_экзамен (блокирующая). Оценка_накопленная = 0,5 * Оценка_2 модуль + 0,5 * Оценка_3 модуль, при этом оценки за модуль округляются до 0,1. Оценка_2 модуль (работа по тематическим группам): 0,4_работа на семинарах + 0,4_критический анализ статьи + 0,2_тесты. Оценка_3 модуль (общая часть): 0,4_работа на семинарах + 0,4_ рефлексия + 0,2_комментарий на рефлексию сокурсника.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Математика как метафора, Манин, Ю. И., 2008
- Научная рациональность и философский разум, Гайденко, П. П., 2003
- Очерки истории философской мысли : о влиянии философских концепций на развитие научных теорий, Койре, А., 2003
- Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада : хрестоматия, Печенкин А.А., 1996
- Физика и реальность : сб. статей, Эйнштейн, А., 1965
- Физика и философия . Часть и целое : пер. с нем., Гейзенберг, В., 1990
- Характер физических законов, Фейнман, Р., 2017
- Эволюция физики : развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квантов, Эйнштейн, А., 1968
Рекомендуемая дополнительная литература
- The scientific image, Van Fraassen, B. C., 1980
- История новоевропейской философии в ее связи с наукой : Учеб. пособие для вузов, Гайденко, П.П., 2000
- Собрание научных трудов. Т. 4: Статьи, рецензии, письма; Эволюция физики, Эйнштейн, А., 1967