Магистратура
2023/2024
Актуальные проблемы развития Центральной Азии
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Международные отношения: европейские и азиатские исследования)
Направление:
41.04.05. Международные отношения
Кто читает:
Департамент международных отношений
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Рекеда Дарья Юрьевна
Прогр. обучения:
Международные отношения: европейские и азиатские исследования
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
52
Программа дисциплины
Аннотация
Курс включает в себя несколько блоков: историческая география региона; вехи политической истории, с акцентом на современный период; экономика стран региона; обзор и столкновение интересов внешних игроков; интеграционные объединения на евразийском пространстве; проблемы безопасности; интересы Российской Федерации и гуманитарная политика в регионе. Цель курса - получение комплексных представлений об истории, политике, экономике стран Центральной Азии (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), а также роли региона в системе международных отношений.
Цель освоения дисциплины
- формирование системных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда;
- сформировать у студентов целостное представление об экономических, географических и политических контурах региона Центральной Азии;
- Дать системное и целостное представление о предпосылках современных тенденций развития пяти государств региона – Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане;
- Дать системное представление об интеграционных проектах, существующих на пространстве Евразии и месте Центральной Азии в их реализации.
Планируемые результаты обучения
- Умеет определять контуры региона: географический, исторический, политический подходы. Основные термины и подходы к изучению. Краткая история народов территорий. Описание современной этнополитической, демографической структуры.
- Понимает, как география региона формирует текущие политические, экономические и экологические проблемы. Потенциал водно-экологического, продуктового кризисов.
- Понимает, к формировался современный Казахстан после распада СССР. Политическое развитие: роль Н. Назарбаева; политический плюрализм; национальный фактор. Экономическое развитие: приватизация; разработка нефтяных и газовых месторождений; идея ЕАЭС; транспортно-логические ловушки.
- Понимает, как формировалась современная Киргизия после распада СССР. Политическое развитие: А. Акаев, политический курс; тюльпановая революция 2005г.; К. Бакиев; революция 2010 г.; А. Атамбаев, С. Жээнбеков; революция 2020г.; С. Жапаров; структура политического поля Киргизии: факторы кланов, шерине и экономического деления на Север-Юг. Экономическое развитие: торгово-логистические цепочки; структура ВВП; трудовая миграция; фактор торговли и серого экспорта.
- Понимает,как формировался современный Таджикистан. Политическое развитие: Гражданская война: причины, ход, влияние; исламский фактор; Э. Рахмон; фактор семьи в политике Таджикистана; проблемы ГБАО: исмаилизм; география. Экономическое развитие: структура ВВП; трудовая миграция; редкоземельные металлы; промышленное развитие; проблемы особых экономических зон. Фактор Афганистана.
- Понимает, как формировалась современная Туркмения. Политическое развитие: культ С. Ниязова; клановая специфика туркмен; Г. Бердымухамедов. Экономическое развитие: газовые проекты; транспортно-логистические проблемы; особенности «закрытой» экономики.
- Понимает, как формировался современный Узбекистан. Политическое развитие: И. Каримов; исламское движение Узбекистана (ИДУ), проблемы салафизма и исламского фундаментализма; Андижанские события 2005г.; Ш. Мирзиёев. Экономическое развитие: влияние географии на экономическую стратегию руководства Узбекистана; «закрытая модель» Каримова; экспортно-ориентированная модель Мирзиёева.
- Интересы внерегиональных игроков в Центральной Азии: КНР, ЕС, США, Турция. Интересы России в регионе ЦА. Взаимодополнение и конкуренция интеграционных проектов в регионе: СНГ-ГУ(У)АМ; ЕАЭС; ОТГ; ОДКБ; ОПОП. Перспективы центральноазиатской интеграции
- Современные подходы к изучению постсоветского пространства и государств бывшего СССР. Отличия российского и западного подхода. Проблемы определения места и роли новых государств в мировой системе. Обзор источников и историографии.
- Место и роль Центральной Азии в формировании новой транспортно-логической сети Евразии. Подходы государств ЦАР и корреляция с интересами других государств. Проблемы трансафганской магистрали, ОПОП. «Газовый союз» и иные сырьевые проекты.
- Понятия «мягкая сила», «гуманитарное сотрудничество», «публичная дипломатия». Отличия российского, западного, китайского подхода. Концепция Внешней политики РФ, Концепция СМР и др. Значение направления для национальных элит и общества в государствах ЦАР. Проблемы русскоязычного и национального информационного пространства.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1 Постсоветское пространство как предмет для изучения.
- Тема 2 Регион Центральной Азии: определение места и роли в текущих геополитических процессах
- Тема 3. Историческая география региона Центральной Азии
- Тема 4 Республика Казахстан: политика и экономика
- Тема 5 Киргизская Республика: политика и экономика
- Тема 6 Республика Таджикистан: политика и экономика
- Тема 7 Туркменская Республика: политика и экономика
- Тема 8 Республика Узбекистан: политика и экономика
- Тема 9 Интеграционные проекты и интересы иностранных государств на евразийском пространстве
- Тема 10 Транспортно-логистические проекты Евразии.
- Тема 11 Мягкая сила и гуманитарное сотрудничество на евразийском пространстве как инструмент выстраивания отношений на евразийском пространстве
Элементы контроля
- Эссесдавать подготовленные эссе студенты будут в онлайн-формате.
- Контрольная работа
- Работа на семинарах
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Работа на семинарах + 0.4 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Adams, L., & Rustemova, A. (2009). Mass Spectacle and Styles of Governmentality in Kazakhstan and Uzbekistan. Europe-Asia Studies, 61(7), 1249–1276. https://doi.org/10.1080/09668130903068798
- Asel Murzakulova, & John Schoeberlein. (2009). The Invention of Legitimacy: Struggles in Kyrgyzstan to Craft an Effective Nation-State Ideology. Europe-Asia Studies, (7), 1229. https://doi.org/10.1080/09668130903068756
- Babajanian, B., Freizer, S., & Stevens, D. (2005). Introduction: Civil society in Central Asia and the Caucasus. Central Asian Survey, 24(3), 209–224. https://doi.org/10.1080/02634930500310287
- Beyer, J., Rasanayagam, J., & Reeves, M. (2013). Ethnographies of the State in Central Asia : Performing Politics. Bloomington: Indiana University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=677473
- Buxton, C. (2009). NGO networks in Central Asia and global civil society: potentials and limitations. Central Asian Survey, 28(1), 43–58. https://doi.org/10.1080/02634930902775129
Рекомендуемая дополнительная литература
- Dave, B. (2004). Entitlement through numbers: nationality and language categories in the first post-Soviet census of Kazakhstan. Nations & Nationalism, 10(4), 439–459. https://doi.org/10.1111/j.1354-5078.2004.00176.x
- Erica Marat. (2009). Nation Branding in Central Asia: A New Campaign to Present Ideas about the State and the Nation. Europe-Asia Studies, (7), 1123. https://doi.org/10.1080/09668130903068657
- Ibañez-Tirado, D. (2015). ‘How can I be post-Soviet if I was never Soviet?’ Rethinking categories of time and social change – a perspective from Kulob, southern Tajikistan. Central Asian Survey, 34(2), 190–203. https://doi.org/10.1080/02634937.2014.983705
- Ó Beacháin, D., & Kevlihan, R. (2015). Imagined democracy? Nation-building and elections in Central Asia. Nationalities Papers, 43(3), 495–513. https://doi.org/10.1080/00905992.2014.916662
- Roche, S. (2014). Domesticating Youth : Youth Bulges and Their Socio-political Implications in Tajikistan. New York: Berghahn Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=638350