• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Ключевые тексты немецкоязычных литератур

Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Асмус Мария Валентиновна, Казарцев Евгений Вячеславович, Юдина Татьяна Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 62

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина знакомит студентов с текстами немецкоязычной литературы, имеющими основополагающее значение в осмыслении мирового литературного процесса и непременно входящими в круг чтения специалиста-филолога, независимо от его специализации. Курс строится условно хронологически. Это означает, что литературный материал рассматривается во взаимодействии и взаимовлиянии тем, идей и эстетических форм, что выходит за рамки чистой хронологии. Во вводной лекции рассматривается значение литературы для культурно-ценностной самоидентификации немецкого общества и дается краткий обзор раннего периода литературного процесса. Во временном отношении основная часть курса начинается с Weimarer Klassik, которая открывает длительный период протяженностью в несколько веков (XVIII–XX), обозначаемый как Moderne, и заканчивается ключевыми произведениями современности, относящимися к эпохе постмодернизма. Предполагается, что по завершении курса у студентов сформируются навыки языкового, стилистического и текстологического анализа литературных текстов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов-филологов цельного представления об основных («ключевых») произведениях литературы немецкоязычного региона.
  • Ознакомление студентов со стилистикой текстов немецкоязычных авторов (разнообразие эпох и регионов).
  • Овладение навыками чтения и языкового, стилистического и текстологического анализа немецких художественных текстов, профессиональной терминологией.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о развитии немецкой литературы периода Веймарской классики и о творчестве ведущих авторов, включая Й.-В. Гёте; читает и анализирует немецкие поэтические тексты соответствующего периода.
  • Имеет представление о немецком романтизме, об основных вехах творчества Э.-Т.-А. Гофмана; умеет анализировать тексты соответствующей эпохи.
  • Имеет представление об истории развития немецкоязычной литературы первой половины XX века и о творчестве ведущих авторов, включая Т. Манна; читает и анализирует тексты соответствующего периода.
  • Знает основные направления развития немецкоязычной литературы послевоенного периода, имеет представление о творчестве ведущих авторов, включая Г. Грасса и Г. Бёлля; читает и анализирует тексты соответствующего периода.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Веймарский классицизм
  • Немецкий романтизм
  • Немецкий реализм и литература первой половины XX века
  • Послевоенная немецкоязычная литература
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на занятиях
    Преподаватель оценивает посещение студентами занятий и их активное участие в дискуссиях, подготовленные дома устные комментарии к обсуждаемому тексту.
  • неблокирующий Работа на занятиях
    Преподаватель оценивает посещение студентами занятий и их активное участие в дискуссиях, подготовленные дома устные комментарии к обсуждаемому тексту.
  • неблокирующий Перевод
    Задания для самостоятельной работы включают проведение студентами выборочного самостоятельного перевода текста небольшого объема с немецкого языка, результаты которого обсуждаются на занятии в группе. Рассмотрение стилистических особенностей оригинальных текстов, сопоставление текстов оригинала и переводов на русский язык (прозаических и поэтических).
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в форме устной беседы по двум вопросам: 1. Теоретический вопрос: Общая характеристика рассмотренных в рамках 1 и 2 модулей литературных направлений. Вопросы по отдельным авторам. 2. Практическая часть: объяснить особенности оригинального и переводного текстов (сопоставительный анализ), приемы художественного перевода и т. п.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе по одной из предложенных преподавателем тем по выбору в объеме 10000 знаков с пробелами (ориентировочно).
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в форме устной беседы по одной из предложенных преподавателем заранее тем.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.25 * Перевод + 0.25 * Работа на занятиях + 0.5 * Экзамен
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.25 * Работа на занятиях + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Глазкова, Т. Ю. Немецкоязычная литература : учебное пособие / Т. Ю. Глазкова. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2021. — 136 с. — ISBN 978-5-9765-0896-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/166644 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История немецкой литературы: новое и новейшее время : монография / под редакцией Е. Е. Дмитриевой [и др.] , художник В. Хотеев. — Москва : РГГУ, 2014. — 808 с. — ISBN 978-5-7281-1576-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/291386 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.