Бакалавриат
2023/2024
Цифровая грамотность
Статус:
Курс обязательный (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
50
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Бударин Денис Евгеньевич,
Заливина Екатерина Алексеевна,
Зыкова Вероника Игоревна,
Сколченкова Татьяна Юрьевна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
22
Программа дисциплины
Аннотация
Целью освоения дисциплины «Цифровая грамотность» является овладение студентами принципами и методами использования цифровых инструментов в собственной жизни и учёбе.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Цифровая грамотность» является овладение студентами принципами и методами использования цифровых инструментов в филологической области знания.
Планируемые результаты обучения
- Владеет навыками практической работы с данными и решения прикладных задач анализа и визуализации данных
- Знает виды регулярных выражений и умеет их применять на практике
- Знает и умеет использовать современные технологии для цифрового сохранения культурного наследия
- Знает особенности типов данных и принципы работы современных технологий в гуманитарных дисциплинах
- Называет переходные адаптеры для подключения несовместимых устройств
- Объясняет понятие машинного обучения
- Объясняет типы построения структуры презентации и ситуации их применения
- Объясняет, как работают поисковые системы
- Описывает виды моделей машинного обучения и их сущность, алгоритм оценки качества модели
- Описывает основные составляющие медиаграмотности и особенности коммуникации в сети
- Описывает основные способы структурирования информации на слайде
- Определяет версию операционной системы, установленную на компьютере
- Определяет признаки различных типов данных
- Применяет конвертацию файлов из одного формата в другой
- Применяет основные горячие клавиши для работы в Power Point
- Применяет средства Power Point для создания выбранного типа инфографики/схемы, а также дизайна построенного графика
- Разбираются в корпусной лингвистике
- Создает корректные и грамотные письма для решения учебных задач
- Создает различные визуальные элементы - таблицы, графики, схемы и пр.
- Создает релевантные поисковые запросы для поиска информации в сети Интернет
- Создает слайды, а также применяет следующие навыки: копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах
- Сравнивает разные типы визуализации данных и применяет выбранный тип для решения поставленной задачи
- Сравнивает форматы для изображений и звука и применяет наиболее подходящий
- Умеет вставлять изображения, таблицы, гиперсылки, нумерацию страниц
- Умеет вызывать простейшие действия типа "копировать", "вставить", "найти", "отмена" и т.п.
- Умеет защищать свои персональные данные от мошенников и вредоносного программного обеспечения
- Умеет критически относиться к медиасообщениям, анализировать медиасообщения по вспомогательным вопросам
- Умеет настраивать уровни конфиденциальности своей информации в сети
- Умеет настраивать уровни конфиденциальности своей информации в сети
- Умеет опознавать жанры коммуникации в личном общении Определить неэкологичную коммуникативную ситуацию, справиться с такой ситуацией (применив одну из стратегий)
- Умеет определить предмет своих поисков в онлайне и применять базовые формулы поисковых запросов в сети
- Умеет ориентироваться на панели Google.Документы
- Умеет осуществлять базовую визуализацию данных
- Умеет получать библиографическую ссылку из Google Scolar
- Умеет правильно оформлять источники литературы
- Умеет преобразовывать данные из одного типа в другой, вбивать формулы, растягивать формулы, копировать данные из одного листа на другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах
- Умеет применять принципы написания и оформления электронных писем
- Умеет проводить первичную обработку и анализ данных
- Умеет распознавать угрозы цифрового пространства
- Умеет создавать агрегированные таблицы
- Умеет создавать коллекции библиографических описаний и статей, добавлять материал в Zotero через браузер, проводник или вручную, создавать библиографические списки в несколько кликов
- Умеет создавать нумерованный список, делить текст на колонки. Оптимизировать работу с текстом, создать стили (например, создавать заголовки).
- Умеет форматировать различные составляющие сплошного текста: шрифт, выравнивание на листе, отступы, межстрочные интервалы
- Умеет хранить, загружать, находить и скачивать файлы на Google.Диске, предоставлять доступ к документу другим пользователям, комментировать документ и отвечать на комментарии других пользователей
Содержание учебной дисциплины
- Компьютерная безопасность
- Медиаграмотность
- Базовые текстовые технологии
- Основы создания презентаций
- Работа с табличными данными
- Основы интернет- и медиаграмотности
- Использование информационных технологий при написании исследовательских работ
- Основы работы с данными
- Компьютерная грамотность
- Корпусные технологии
- Введение в Digital Humanities
- Анализ текстовых данных: Регулярные выражения
- Цифровое сохранение культурного наследия
- Юридическая грамотность в сети
Элементы контроля
- КонтрольнаяНЭФормат сдачи контрольного мероприятия зависит от формата проведения занятий (для онлайн-занятий – возможно использование прокторинга)
- Аудиторные (и домашние) практические работыформат сдачи контрольного мероприятия зависит от формата проведения занятий (для онлайн-занятий – возможно использование прокторинга)
- Групповой проектформат сдачи контрольного мероприятия зависит от формата проведения занятий (для онлайн-занятий – возможно использование прокторинга)
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модульИтоговая оценка за курс: 0,25 * КонтрольнаяНЭ 0,25 * Аудиторные (и домашние) практические работы 0,3 * Групповой проект Комментарий к формуле: Пункт ПОПАТКУСа 69. Независимый экзамен может иметь факультативные или обязательные дисциплины-пререквизиты, включенные в учебный план образовательной программы. Степень обязательности дисциплин-пререквизитов определяется в программе независимого экзамена или в иных локальных нормативных актах, описывающих особенности формирования компетенций. Оценка, выставляемая по итогам промежуточной аттестации по дисциплине-пререквизиту к независимому экзамену по цифровой компетенции, не может быть больше 8 баллов.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Slager, D. (2016). Essential Excel 2016 : A Step-by-Step Guide. [Berkeley]: Apress. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1361984
- Машинное обучение. - 978-5-496-02989-6 - Бринк Хенрик, Ричардс Джозеф, Феверолф Марк - 2018 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/355472 - 355472 - iBOOKS
- Молочков, В. П. Microsoft PowerPoint 2010 : учебное пособие / В. П. Молочков. — 2-е изд. — Москва : ИНТУИТ, 2016. — 277 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100649 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Секреты приложений Google / Балуев Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 287 с.: ISBN 978-5-9614-1274-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923761
Рекомендуемая дополнительная литература
- Can Google Scholar and Mendeley help to assess the scholarly impacts of dissertations? (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C32203D9
- Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под редакцией Ю. М. Кувшинской. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 284 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08297-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424762 (дата обращения: 28.08.2023).
- Введение в Google Analytics - 978-5-496-02929-2 - Петроченков А.С. - 2018 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/355482 - 355482 - iBOOKS
- Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827
- Флах, П. Машинное обучение. Наука и искусство построения алгоритмов, которые извлекают знания из данных / П. Флах. — Москва : ДМК Пресс, 2015. — 400 с. — ISBN 978-5-97060-273-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/69955 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.