Магистратура
2023/2024
Христианский Восток и формирование исламского мира
Статус:
Курс обязательный
Направление:
46.04.01. История
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Муравьев Алексей Владимирович
Прогр. обучения:
Медиевистика
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
34
Программа дисциплины
Аннотация
Программа посвящена формированию особой цивилизационной общности - Христианского Востока в Поздней Античности, накануне исламского средневековья. В курсе рассматриваются религиозные, языковые и культурные отношения между народами и культурами. Предмет программы - сложение этой общности, которая реализовалась окончательно именно после арабского завоевания VII в., превратившись в христианский сегмент исламских обществ. Народы Ближнего Востока, Закавказья, северо-восточной Африки и отавсти Центральной Азии оказались на перекрестке различных влияний, связанных с концом Римской цивилизации на востоке, влиянием христианства и иранством. Новая эпоха, наступившая в V-VI вв., стала временем сложения социальной и культурной основы раннего ислама. Исследование сироязычного мира, копто-эфиопского мира, грузино-армянского и других миров христианского востока позволяет понять, почему средневековый восток пошел пименно по этой траектории развития, откуда взялись типичные черты ислама, что такое фанатизм и т. д. Изучение Христианского Востока, в частности, позволяет понять, с чем столкнулись западные люди, попавшие на Восток во время Крестовых походов. .
Цель освоения дисциплины
- сформировать у студентов представление о б основных закономерностях перехода Востока в средневековое состояние в позднеантичном периоде
- выработать у студентов понимание характерных особенностей функционирования механизмов социального и культурного диифференцирования в поздней античности
- сформировать у студентов набор определенных знаний о том, как происходил переход Ближнего и Среднего Востока из Римо-иранского в подысламское состояние и каковы были типы культурного и социального сопротивления инновациям;
- сформировать у студентов базовые умения анализировать позднеантичные и средневековые исторические источники, свидетельствующие о позднеантичных исторических процессах, работать с академической литературой по данной тематике, использовать навыки междисциплинарного анализа;
- выработать у студентов гуманистические ценности на основе культурно-антропологического изучения Поздней Античности и социо-культурных инноваций этого периода.
Планируемые результаты обучения
- Позднеантичнеая политическая теория в границах Рима и за его границами. Reichseschatologie как мировоззрение. Слияние политического и религиозного как позднеантичный феномен.
- Понимает культурную специфику исламских политических концепций (дар ал-ислам, джихад, правоверие итд). Эволюция отношений к ахл аз-зимма как показатель перехода исламского мира к средневековому состоянию
- Понимает происхождение идентичностей позднеантичного Ближнего Востока, различает диверсификацию внутри одной формы и отношения разных идентичностных форм.
- Понимает те смысл и динамику социальных и политическиъх процессов среди арабских племен на этапе поздней античности. Анализирует раннее христианское самосознание арабов.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Кризис римского порядка на Ближнем Востоке и генезис позднеантичного мира
- Тема 1. Краткий очерк истории восточных территорий под контролем Рима в Африке и на Ближнем Востоке
- Тема 2. Краткий очерк истории позднеантичного Египта и Эфиопии. Формирование востока христианской Африки.
- Тема 3. Краткий очерк истории Закавказья в контексте его христианизации
- Тема 5. Арабское пробуждение и иранский мир: позднеантичная специфика
- Тема 6. Ислам как религиозно- политическая система позднеантичного типа
- Тема 7. Исламский мир как реализация позднеантичных христианских тенденций
Элементы контроля
- эссеЭссе представляет собой самостоятельное научное исследование объемом примерно в 5-7 тыс. слов, выполненное на основе максимально полного анализа предложенного материала. В зависимости от уровня индивидуальной подготовки и/или желания студента эссе может представлять собой либо историографический (критический) разбор одной из высказывавшихся в профессиональной медиевистической литературе концепций Поздней Античности, либо же исторический анализ определенной исторической ситуации, представленной в средневековом историческом сочинении, переведенном на один из новых языков, либо же аналогичный анализ сочинения на языке оригинала. Эссе должно быть представлено в письменном виде с соблюдением правил оформления научных публикаций. В эссе студент должен продемонстрировать, насколько он усвоил как исследовательскую проблематику, так и исследовательскую методологию, обсуждавшиеся в курсе. Эссе может быть также написано в форме экспертного заключения или аналитической записки. В таком случае студент демонстрирует способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ. Эссе сдается в течение второй половины курса в соответствии с графиком.
- контрольная работаКонтрольная работа проводится в письменном виде. Она состоит из ответов на предложенные преподавателем вопросы. В зависимости от поставленных задач, ответы могут представлять собой и решение заданий тестового типа, и подробные обоснования мнения студента по той или иной проблеме. Количество и содержание контрольных работ определяется преподавателем.
- экзамен
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модульИтоговая оценка складывается следующим образом: Оитоговая= 0,3 *Оаудиторные занятия + 0,3 *Описьм. работы + 0,4*Оэкзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- История средних веков. Т.1: ., , 2010
- История средних веков. Т.1: ., Хачатурян, Н. А., 2003
- История средних веков. Т.2: Раннее Новое время, , 2010
- Тысячелетнее царство (300 - 1300). Очерк христианской культуры Запада, Воскобойников, О. С., 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ислам в Иране в VII - XV веках : курс лекций, Петрушевский, И. П., 2007