Бакалавриат
2023/2024![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Инклюзия в медиа: соучастное проектирование сообществ
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Мороз Оксана Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Тренд на инклюзию, заметный в социокультурном проектировании вообще и в медиасфере в частности, оценивается по-разному. Кто-то полагает, что инклюзия порождает определенные формы угнетения — т.н. «обратную дискриминацию». Противники этого подхода в духе «игры в нулевую сумму» настаивают: инклюзия обеспечивает более множественную представленность социальных групп в культурном и медийном пространстве, новые пространства для диалога носителей разных убеждений и ценностей, а также делает видимыми те проблемы, что традиционно замалчиваются. В этом курсе мы разберемся, на каких основаниях стоят принципы инклюзии, почему инклюзия не имеет ничего общего с ассимиляцией/интеграцией, какие формы принимают инклюзивные решения, на кого они могут быть направлены и как медиа (успешно и не очень) участвуют в строительстве таких пространств (путем выбора редакционных основ функционирования проектов, повестки и языка ее обсуждения, конкретных мейкерских инструментов), которые гарантируют бережную коммуникацию, представление интересов разных сообществ. Отдельными темами курса станут обсуждение принципов DEIB (разнообразие, равенство, инклюзия и чувство принадлежности), часто реализуемых в бизнесе, а также пользовательского опыта по созданию принимающих комьюнити, комфортных для людей с разными опытами и идентичностями (реализация принципа «ничего для нас без нас»). Эта дисциплина будет полезна как тем, кто планирует заниматься нарративным дизайном социальных проектов или социальной журналистикой, практиками бережного медиаменеджмента, а также планирует обращаться к нормам community-building.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с понятием «инклюзия» и его использованием в культурной и медиа сферах
- Понимание ключевых оснований принципов DEIB (разнообразие, равенство возможностей, инклюзия, чувство принадлежности), их возможностей и ограничений в контексте социокультурного и медийного проектирования
- Изучение специфики инклюзивной репрезентации «других», а также регуляции исключения «других» из режимов репрезентации (кейсы hate speech и т.д.)
- Анализ практик соучастного проектирования инклюзивных сообществ в поле медиа и/или с привлечением цифровых технологий и сервисов
Планируемые результаты обучения
- Анализирует индивидуальные и коллективные практики, технологии использования медиа (в т.ч. СМИ) для конструирования поддержки разнообразия и инклюзии в социокультурных и медийных продуктах.
- Знакомится с ключевыми исследованиями из предметных областей (социальной психологии, политической философии, медиа исследований) и определяет связь между субдисциплинарными полями, а также сочетанные смыслы ключевого понятия «инклюзия».
- Изучает ключевые практики соучастного проектирования инклюзивных медийных проектов/продуктов.
- Работает с платформами, сервисами, форматами конструирования инклюзивного коллективного опыта сообществ.
- Анализирует основные кейсы работы с недостаточной представленностью других, стигматизацией соответствующих сообществ и практиками изменения ситуации в контексте DEIB принципов
Содержание учебной дисциплины
- 1. Что такое инклюзия?
- 2. «Другие» как недопредставленные группы (underrepresented grours)
- 3. Инклюзивные решения в культуре и медиа: кейсы
- 4. Работа принципов DE&I в медиа
- 5. Соучастное инклюзивное проектирование в медиа
Элементы контроля
- Презентация (результатов антропологического интервью)
- Аудио-эссе (подкаст)
- Реферат (process journal)
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модуль0.3 * Аудио-эссе (подкаст) + 0.3 * Презентация (результатов антропологического интервью) + 0.4 * Реферат (process journal)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ann Taket, Beth R. Crisp, Melissa Graham, Lisa Hanna, Sophie Goldingay, & Linda Wilson. (2013). Practising Social Inclusion. Routledge.
- Elsayed Elshabrawy Ahmad Hassanein. (2015). Inclusion, Disability and Culture. Brill.
- Mark Warschauer. (2003). Technology and Social Inclusion : Rethinking the Digital Divide. The MIT Press.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Gil Richard Musolf. (2017). Oppression and Resistance : Structure, Agency, Transformation. Emerald Publishing Limited.
- Marcel Bolle De Bal. (2017). The Double Games of Participation : Pay, Performance and Culture. De Gruyter.
- Michaela Ott. (2018). Dividuations : Theories of Participation. Palgrave Macmillan.
- Safiya Umoja Noble. (2018). Algorithms of Oppression : How Search Engines Reinforce Racism. NYU Press.