• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Современные методы моделирования в когнитивных науках

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Иванчей Иван Иванович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Цель освоения учебной дисциплины – приобрести знания и навыки из области вычислительного моделирования в когнитивной науке. Студенты должны освоить базовые понятия математического и вычислительного моделирования, а также овладеть базовым инструментарием, позволяющим применять вычислительное моделирование на практике. Курс охватывает полный цикл моделирующего исследования: от постановки задачи, до сравнения моделей и представления результатов – на примере двух предметных областей (принятие решений и научение). Ценность курса состоит в овладении знанием и инструментарием компьютерного моделирования, которое становится необходимым минимумом современного учёного в области когнитивных наук. Результатом освоения дисциплины является (1) умение оценить научное значение опубликованных работ в области когнитивных наук, использующих методы компьютерного моделирования; (2) способность самостоятельно применять базовые методы компьютерного моделирования когнитивных процессов с использованием языка программирования R. Пререквизитами курса является методов статистической обработки данных, знание языка программирования R, знание академического английского языка, знание экспериментальной и когнитивной психологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение знаний и навыков из области вычислительного моделирования в когнитивной науке.
  • Овладение базовым инструментарием для применения вычислительного моделирования на практике
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимание роли компьютерного моделирование в когнитивной науке. Освоение основных понятий.
  • Оценка соответствия модели эмпирическим данным.
  • Сравнение двух и более моделей на основе их адекватности эмпирическим данным.
  • Понимание основных принципов диффузных моделей.
  • Способность самостоятельно использовать диффузные модели с эмпирическими данными.
  • Понимание основных принципов моделирования оперантного научения и классического обуславливания.
  • Понимание целей иерархического моделирования.
  • Умение использовать библиотеки для иерархического моделирования когнитивных процессов.
  • Практическое применение компьютерного моделирования в когнитивной науке.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в компьютерное моделирование когнитивных процессов
  • Оценка моделей
  • Сравнение моделей
  • Модели принятия решений
  • Модели научения
  • Иерархические модели
  • Практические рекомендации по компьютерному моделированию в когнитивной науке.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Промежуточный тест
  • неблокирующий Итоговый экзамен
  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.1 * Активность + 0.1 * Активность + 0.3 * Итоговый экзамен + 0.3 * Промежуточный тест + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.1 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гулямов, С. С., Искусственный интеллект и когнитивные технологии в экономике : учебное пособие / С. С. Гулямов, А. Т. Шермухамедов, Б. М. Холбоев. — Москва : Русайнс, 2022. — 285 с. — ISBN 978-5-466-01415-0. — URL: https://book.ru/book/946990 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Энтропийные методы моделирования сложных систем, Вильсон, А. Дж., 1978