• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Социальная и культурная антропология

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Мороз Андрей Борисович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Программа "Социальная и культурная антропология" представляет собой проектно-ориентированное обучение методам и основным подходам социальной антропологии - науки, исследующей социокультурное разнообразие современного мира.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Социальная и культурная антропология» является ознакомление студентов с теоретическими основами социальной и культурной антропологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеет основной литературой по проблеме.
  • владеет основным понятийным аппаратом антропологии религии и магии, знаком с ли-тературой по вопросу
  • владеет основным понятийным аппаратом по вопросу.
  • владеет основными полевыми методами, принципами сбора и обработки полевых материалов
  • владеет основными понятиями экономической антропологии.
  • знает основные методы и подходы социальной и культурной антропологии к объекту исследования.
  • знает основные теории этногенеза, систему аргументации сторонников эволюционизма и диффузионизма, знаком литературой по вопросу.
  • знаком с исследованиями по тематике занятия.
  • знаком с концепциями проведения полевых исследований и подходами к камеральной обработке материала
  • знаком с основной литературой по вопросу.
  • знаком с основными исследованиями по системам родства, владеет терминологией и понятийным аппаратом.
  • ориентируется в истории вопроса и в основных западных антропологических концепциях.
  • понимает ключевые различия книжной и устной культуры.
  • понимает предмет социальной и культурной антропологии, соотношение социальной и культурной антропологии с другими гуманитарными дисциплинами.
  • умеет анализировать и описывать проявления магического и религиозного
  • умеет применять систему понятий и аргументации для анализа фактов коллективной устной культуры.
  • умеет решать антропологические задачи по системам родства.
  • Умеет формулировать исследовательскую задачу, разрабатывать опросники, проводить мониторинг Сети, находить информанта и вести интервью
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предмет и основные понятия социальной и культурной антропологии. Антропология в кругу других наук.
  • Тема 2. Понятие социума, коллективного сознания, бессознательного. Понятие традиционной культуры.
  • Тема 4. Магия, мифология, религия, научное знание – основные системы и их соотнесенность.
  • Тема 3. Вопросы антропогенеза и расселения человека по миру.
  • Тема 5. Формы и системы родства в традиционном обществе.
  • Тема 6. Формы ведения хозяйства в традиционном обществе.
  • Тема 7. Изучение особенностей мышления и восприятия в традиционном обществе.
  • Тема 8. Основные теории европейской и американской социальной и культурной антропологии.
  • Тема 9. Основные методы социальной и культурной антропологии.
  • Тема 10. Антропология повседневности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация результатов проекта
    Представление результатов проекта по его завершении. Устное описание методов, хода работы и полученного результата
  • блокирующий Итоговое представление результатов проекта
    Окончательное представление всего проекта полевого исследования: представляется полностью собранный и обработанный архив
  • неблокирующий Представление первичного полевого материала и его начальный анализ
    После первых полевых выходов и начальной обработки материала студенты представляют результаты, в ходе представления обсуждаются удачи и просчеты, корректируются опросники и методы фиксации материала, а также принципы его обработки
  • неблокирующий Презентация выбранной темы полевого исследования
    Студент должен предложить тему для собственного полевого исследования в рамках проекта по антропологии города, мотивировать ее научную значимость, предлложить релевантные методы полевой работы, разработать опросник, представить литературу по теме
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.4 * Итоговое представление результатов проекта + 0.2 * Представление первичного полевого материала и его начальный анализ + 0.2 * Презентация выбранной темы полевого исследования + 0.2 * Презентация результатов проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Being There Field
  • Козлова, М. А.  Антропология : учебник и практикум для вузов / М. А. Козлова, А. И. Козлов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 319 с. — (Специалист). — ISBN 978-5-534-05121-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434031 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Философская антропология : учеб. пособие для вузов, Моторина, Л. Е., 2009

Авторы

  • Мороз Андрей Борисович