• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

История коллекционирования

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса познакомить слушателей с основными этапами истории коллекционирования в XVІ - XX веках; с особенностями коллекционирования и экспонирования коллекций в странах Европы, Америки и России; с основными научными методами и подходами в изучении коллекционирования и рынка искусства. В ходе курса будут рассмотрены разные виды коллекций по объектам коллекционирования, их специфические особенности. Особое внимание будет уделено социо-культурным условиям формирования тех или иных тенденций и вкусовых предпочтений в разных регионах и на разных исторических отрезках. Будут рассмотрены отдельные примеры наиболее известных собраний с целью ознакомления с разными стратегиями коллекционирования. Помимо изучения исторического материала студенты познакомятся с историей и методологией изучения художественного рынка и коллекционирования, что является отдельной областью современного искусствознания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с основными этапами истории коллекционирования и истории художественного вкуса в России и Европе XVI-XX вв.
  • знакомство с основными типами музейных коллекций XVIII-XXІ вв.
  • знакомство с историческими методами изучения и описания музейных собраний, коллекций и связанных с ними выставок
  • знакомство с основными собраниями и особенностями их формирования
  • знакомство с основными этапами истории коллекционирования и особенностей формирования собраний предметов и произведений не-европейского искусства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • умеет анализировать коллекции и выделять их типологию
  • понимает особенности методологии изучения коллекционирования
  • умеет выделять основные этапы формирования российских и зарубежных собраний
  • умеет использовать данные, полученные в ходе анализа музейных собраний при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства
  • умеет использовать профессиональную терминологию, принятую в русскоязычной и англоязычной школе искусствоведения
  • умеет объяснять эволюцию и особенности формирования современных коллекций неевропейского искусства
  • уметь использовать данные, полученные в ходе анализа музейных собраний при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История изучения коллекционирования и рынка искусства.
  • Особенности коллекционирования в Европе в XVI - XIX веках
  • Особенности московских коллекций второй половины XIX - начала XX вв. Феномен частного музея .
  • Коллекционирование не-европейского искусства
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Эссе
    тема эссе связана с выставками в московских музеях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.7 * Домашнее задание + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ahlund, M., & Ådahl, K. (2000). Islamic Art Collections : An International Survey. Routledge.
  • Art market and connoisseurship: a closer look at paintings by Rembrandt, Rubens and their contemporaries. (2008). Amsterdam University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.dare.uva.nl.publications.cbf0cdb6.dc95.42d6.b4cb.12a2c245631c
  • Bracken, S., Gáldy, A., & Turpin, A. (2013). Collecting East and West. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=649548
  • Pearce, S. M. (1994). Interpreting Objects and Collections. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=460260
  • История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Along the riverbank : Chinese paintings from the C.C.Wang family collection, Hearn, M. K., 1999
  • Art from the Islamic civilization : from the al-Saban collection, Kuwait, Curatola, G., 2011
  • Indian jewellery : the V&A collection, Barnard, N., 2008
  • Masterpieces of the J. Paul Getty museum. Drawings, , 1997
  • New Perspectives on Eighteenth-Century Dutch Art Production and Collecting. (2002). BWV Berliner Wissenschafts-Verlag.
  • Robinson, H. (2019). Interpreting Objects in the Hybrid Museum : Convergence, Collections and Cultural Policy. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2084548
  • Splendors of Imperial Japan : arts of the Meiji period from the Khalili сollection, Earle, J., 2002
  • Tomizawa-Kay, E. (2016). Changes in the Japanese art market with the emergence of the middle-class collector. Journal of the History of Collections, 28(2), 261–277. https://doi.org/10.1093/jhc/fhv029
  • Живопись XVIII-XX веков в частных коллекциях. Ленинград/Санкт-Петербург, , 1993