• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Критическая политэкономия медиа

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Этот курс является вводным в проблематику критической политической экономии медиа. Через призму создания и распределения стоимости (центральной проблемы политэкономии в целом), а также динамики развития капиталистической экономики последнего полувека студенты познакомятся с ролью и местом медиа в общественно-экономической системе. Сначала студенты освоят теоретическую рамку и общие понятия для всей политэкономии: стоимость/ценность, труд, капитал, капиталистический кризис и др. Далее в этом контексте будут рассмотрены наиболее актуальные, с точки зрения науки, проблемные стороны сферы медиа, а также информационных технологий (далее “ИТ”), как например, создания креативной/культурной ценности и проблемы связанного с этим труда в креативных/культурных индустриях, развитие социальных медиа и интернет-платформ и т.д. Курс основан на прочтении текстов, написания рефлексий по прочитанному и финального эссе, в котором студентам будет предложено проанализировать самостоятельно политэкономические проблемы медиа (отдельные эмпирические кейсы или вопросы теории).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить с основной проблематикой теоретического поля критической политэкономии медиа.
  • Обучить основам политэкономического анализа на материале медиа и ИТ.
  • Обучить критической оценке различных экономических, социальных, культурных и технологических феноменов, возникающий в широком поле медиа, с помощью теоретического аппарата критической политэкономии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет понятиями стоимости, труда и капитала, понимает сущность и динамику капиталистических кризисов, как они представлены в критической политической экономии.
  • Знает исторический контекст и динамику развития современной медиасферы и ИТ.
  • Понимает роль и значение сфер медиа и ИТ в общей социальной-экономической системе современного капитализма.
  • Анализирует процесс и определить модели создания стоимости и накопления капитала в сферах медиа и ИТ, излагаемые Кристианом Фуксом, Андре Горцем, Дунканом Фоли.
  • Излагает и анализирует проблемы распределения стоимости и власти в сферах медиа и ИТ.
  • Излагает основные положения критики позднекапиталистического общества Фредрика Джеймисона и Михаила Лифшица.
  • Излагает подход к определению культурных и креативных индустрий Бернарда Мьежа.
  • Излагает специфику креативного труда, а также критику социальных медиа в исследовании Андреаса Реквитца.
  • Называет основные типы интернет-платформ и определяет роль биг-даты в их экономической модели, по Нику Срничеку.
  • Описывает основную проблематику культурного империализма и медиаглобализации.
  • Излагает критику крипто-валют и блокчейна Адама Гринфилда.
  • Излагает критическую теоретизацию коллекционной формы ценности Люка Болтански.
  • Рефлексирует над прочитанными текстами из поля критической политэкономии медиа, оценивает теории и концептуальные аппараты исследователей, проводит связи или обнаруживает противоречия между ними.
  • Применяет на практике изученный теоретический аппарат критической политэкономии медиа для анализа современных сфер медиа и ИТ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Критическая политэкономия: история теоретического поля, основные понятия, отношение к сфере медиа и ИТ.
  • Тема 2. Возникновение и развитие современных медиа и ИТ в разрезе развития капитализма и капиталистических кризисов с 1970-х гг.
  • Тема 3. Проблема создания стоимости в сфере медиа и ИТ.
  • Тема 4. Экономика культуры и искусства как контекст развития медиасферы.
  • Тема 5. Культурные и креативные индустрии: проблемы теоретизации, развития и труда.
  • Тема 6. Социальные медиа и интернет-платформы.
  • Тема 7. Медиаглобализация и культурный империализм.
  • Тема 8. NFT, блокчейн и стоимость.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Рефлексии по заданному самостоятельному чтению
    По каждой теме из 8. Итоговая оценка за элемент контроля расчитывается из суммы баллов за 8 рефлексий, умноженной на 0,125 и округленной арифметически.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.4 * Работа на семинарах + 0.3 * Рефлексии по заданному самостоятельному чтению + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fuchs, C. (2014). Social Media : A Critical Introduction. SAGE Publications Ltd.
  • Mosco, V. (2009). The Political Economy of Communication: Vol. 2nd ed. SAGE Publications Ltd.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Срничек Ник. (n.d.). Капитализм платформ.

Авторы

  • Федорова Ксения Александровна