• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

История изучаемого региона (Китай)

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Карнеев Андрей Ниязович, Круглова Мария Семеновна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 100

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен истории Китая с древности и до начала XXI в. Программа, помимо перечня тем лекций, содержит список вопросов к экзамену, а также список контрольных вопросов, которые могут служить индикатором подготовленности студента к прохождению текущей, промежуточной и итоговой проверки. Часть этих вопросов представляют из себя устойчивые выражения на китайском языке, названия организаций или исторических событий. Студент должен быть в состоянии не только перевести то или иное название или изречение на русский язык, но и объяснить контекст. Другая часть вопросов сформулирована на русском языке и предполагается, что студент сможет продемонстрировать знание конкретных исторических обстоятельств. Наконец, еще одна группа вопросов предполагает выявить способность студента к анализу и сопоставлению различных интерпретаций исторических событий, умение ориентироваться в идейно-политической борьбе, которая связана с объяснением и интерпретацией событий истории. В этом разделе студент должен быть в состоянии предложить как минимум две версии ответа на сформулированный вопрос и сопоставить аргументы в пользу каждой из них.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - предоставить учащимся систематические сведения об истории и историографической традиции древнего Китая, об источниках по истории и культуре Китая архаического и древнего периодов;
  • - ознакомить учащихся с трактовками исторической наукой ключевых проблем истории древнего Китая.
  • -сформировать универсальные и профессиональные компетенции, позволяющие выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности: - в области научно-исследовательской деятельности – аргументированно доказывать научные версии истории средневекового Китая, сравнивать источники по истории и культуре Китая, трактовки исторической наукой ключевых проблем истории средневекового Китая, проверять такого рода трактовки, описывать и интерпретировать факты из области средневековой истории Китая, оценивать предлагаемые специалистами решения проблем средневековой истории Китая, использовать эти решения в процессе участия в индивидуальных и коллективных научных исследованиях, предполагающих анализ исторического материала;
  • - научить представлять основные хронологические деления истории Китая на соответствующие разделы и критерии для их выделения.
  • -сформировать универсальные и профессиональные компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности: - в области экспертно-аналитической деятельности – использовать предлагаемые спе-циалистами в области истории Китая решения и результаты собственного анализа для осущест-вления научно-гуманитарной экспертизы материалов исторического характера, имеющих от-ношение к истории Китая
  • -Научить студента понимать специфику периода первой половины ХХ века и особенно периода Китайской Республики (1912-1949) в новейшей истории Китая, важность этого периода для последующих тенденций развития страны, для современного этапа развития Китая, а также важность для российско-китайских отношений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет основные периоды в истории Китая, выделяет специфику каждого из них
  • Различает особенности становления маньчжурского государства, выявляет содержание основных событий, связанных с маньчжурским завоеванием Китая, причин поражения империи Мин.
  • Различает характер и содержание культурных контактов Китая и Запада в эпоху Мин, выявляет цели и задачи, которые ставили контактирующие стороны, современных трактовок значения и последствий этих контактов для Китая и Запада.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Китайская цивилизация: пространство и время
  • Тема 2. Догосударственный период истории Китая
  • Тема 3. Эпохи Шан-Инь (XVI – XI вв. до н.э.) и Западное Чжоу (1046 – 771 гг. до н.э.)
  • Тема 4. Восточное Чжоу (770-256): подъем царств и борьба между ними
  • Тема 5. Основные философские школы (даосизм, конфуцианство, легизм) и предлагаемые ими пути управления государством и обществом
  • Тема 6. Объединение Китая и создание первой централизованной империи Цинь (221 – 206 гг. до н.э.)
  • Тема 7. Империя Западная Хань (206 г. до н.э. – 8 г. н.э.)
  • Тема 8. Государство Синь (9-23 гг.) и империя Восточная Хань (25 – 220 гг.)
  • Тема 9. Китай в средние века: периодизация и основная проблематика
  • Тема 10. На рубеже древности и раннего средневековья: начало периода Шести династий (220-589)
  • Тема 11. Период Троецарствия (220-280) и история государства Западная Цзинь (265-316 гг.)
  • Тема 12. «Китайский» Юг и «варварский» Север
  • Тема 13. Социальные, экономические и культурные процессы в Китае в период Шести династий
  • Тема 14. Объединение Китая государством Суй (581-618 гг.)
  • Тема 15. Государство Тан в период расцвета (618-755 гг.)
  • Тема 16. Государство Тан в период упадка (755-907 гг.)
  • Тема 17. Социально-экономические, внешнеполитические и культурные процессы в танском Китае
  • Тема 18. Период Пяти династий и десяти государств (907-960) и создание государства Сун (960-1279 гг.)
  • Тема 19. Государство Северная Сун (960-1127 гг.)
  • Тема 20. Государства Ляо, Си Ся, Цзинь
  • Тема 21. Государство Южная Сун (1127-1279 гг.) и создание монгольской империи
  • Тема 22. Социально-экономические и культурные процессы в сунском Китае
  • Тема 23. Государство Юань (1271-1368 гг.)
  • Тема 24. Социально-экономические и культурные процессы в империи Юань
  • Тема 25. Государство Мин в XIV-XVI веках: политическая история
  • Тема 26. Социально-экономические, внешнеполитические и культурные процессы в минском Китае
  • Тема 27. Первые католические миссии в Китае и знакомство китайской и западной культур
  • Тема 28. Империя Мин и маньчжурское государство
  • Тема 29. Эпоха Цин. Становление империи Цин.
  • Тема 30. Империя Цин в XVIII веке. Кризис империи Цин.
  • Тема 31. Сунь Ятсен, революция и рождение Республики.
  • Тема 31/1. Юань Шикай и его эпоха.
  • Тема 31/2. Милитаристы и эпоха милитаризма.
  • Тема 32. Движение 4 мая 1919 г.
  • Тема 32/1. Основание КПК. Роль Коминтерна.
  • Тема 32/2. Начало эпохи единого фронта.
  • Тема 33. Северный поход и разрыв единого фронта
  • Тема 33/1. Китай под властью националистов 1927-1937 гг.
  • Тема 33/2. КПК и советское движение в Китае. Цзинганшань
  • Тема 34. Мукденский инцидент и Маньчжоу-го
  • Тема 34/1. Великий поход Красной армии
  • Тема 34/2. Антияпонская война.
  • Тема 35. Антияпонская война. Продолжение.
  • Тема 35/1. Гражданская война и победа КПК
  • Тема 36. Победа КПК в Гражданской войне и образование КНР. КНР в годы первой пятилетки.
  • Тема 37. Большой скачок и урегулирование экономики.
  • Тема 38. «Культурная революция» и борьба за власть на ее заключительном этапе.
  • Тема 39. Начало реформ и борьба за выбор пути развития. События на площади Тяньаньмэнь.
  • Тема 40. Внутренняя и внешняя политика КНР в 90-е годы ХХ века.
  • Тема 41. КНР в период правления Ху Цзиньтао.
  • Тема 42. Приход к власти Си Цзиньпина и особенности развития Китая в настоящее время.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольный тест 1
    Тест состоит из закрытых вопросов с выбором вариантов ответа, ответом на которые может служить как один вариант, так и несколько вариантов (2-5), а также из открытых вопросов, на которые студенту предлагается дать ответ самостоятельно. Всего в тесте 50 вопросов, всего студент может набрать 100 баллов. На тест отводится 80 минут.
  • неблокирующий Контрольный тест 2
    Тест состоит из закрытых вопросов с выбором вариантов ответа, ответом на которые может служить как один вариант, так и несколько вариантов (2-5), а также из открытых вопросов, на которые студенту предлагается дать ответ самостоятельно. Всего в тесте 50 вопросов, всего студент может набрать 100 баллов. На тест отводится 80 минут.
  • неблокирующий Контрольный тест 3
    Тест состоит из закрытых вопросов с выбором вариантов ответа, ответом на которые может служить как один вариант, так и несколько вариантов (2-5), а также из открытых вопросов, на которые студенту предлагается дать ответ самостоятельно. Всего в тесте 50 вопросов, всего студент может набрать 100 баллов. На тест отводится 80 минут.
  • неблокирующий Текущая работа на семинарах
    Текущая работа на семинарах включает несколько типов работ: участие в обсуждениях прочитанного по теме семинара текста, индивидуальный доклад и групповой доклад. Все типы работы оцениваются одинаково. За каждые 10% прогулов снимается по 0,4 балла от оценки за элемент контроля.
  • неблокирующий Эссе
    Реферат представляет собой письменный текст, цель которого в сжатом объеме представить существующие теории и точки зрения на события исследуемой эпохи
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа представляет собой развернутое эссе/ ответ на вопрос
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Письменный экзамен - письменный ответ на 2 вопроса из списка вопросов по пройденному материалу
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.3 * Контрольный тест 1 + 0.3 * Контрольный тест 1 + 0.3 * Контрольный тест 2 + 0.3 * Контрольный тест 2 + 0.1 * Текущая работа на семинарах + 0.1 * Текущая работа на семинарах + 0.3 * Текущая работа на семинарах + 0.3 * Текущая работа на семинарах
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.15 * Контрольный тест 3 + 0.15 * Контрольный тест 3 + 0.3 * Письменный экзамен + 0.3 * Письменный экзамен + 0.35 * Текущая работа на семинарах + 0.35 * Текущая работа на семинарах
  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.1 * Контрольная работа + 0.1 * Контрольная работа + 0.2 * Текущая работа на семинарах + 0.2 * Текущая работа на семинарах + 0.4 * Текущая работа на семинарах + 0.4 * Текущая работа на семинарах + 0.3 * Эссе + 0.3 * Эссе
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.15 * 2023/2024 учебный год 3 модуль + 0.15 * 2023/2024 учебный год 3 модуль + 0.1 * Контрольная работа + 0.1 * Контрольная работа + 0.4 * Текущая работа на семинарах + 0.4 * Текущая работа на семинарах + 0.35 * Устный экзамен + 0.35 * Устный экзамен
  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    0.4 * Письменный экзамен + 0.4 * Письменный экзамен + 0.2 * Текущая работа на семинарах + 0.2 * Текущая работа на семинарах + 0.2 * Текущая работа на семинарах + 0.2 * Текущая работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Рябченко, Н. (2013). История Китая в xx веке. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DFE7085B

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Васильев Л.С. - ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. I 6-е изд. Учебник для магистров - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 722с. - ISBN: 978-5-9916-2713-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-vostoka-v-2-t-t-i-387497
  • История Китая : Учебник, , 2007

Авторы

  • Карнеев Андрей Ниязович
  • Перлова Юлия Валерьевна
  • Виноградов Андрей Олегович