• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный (Политология)
Направление: 41.03.04. Политология
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Научно-исследовательский семинар» является сквозной дисциплиной для бакалавров-политологов, которая проходит на протяжении 4 курсов: 1 курс (3 и 4 модуль), 2 курс (все 4 модуля), 3 курс (все 4 модуля), 4 курс (2 и 3 модуль). Целью освоения всей 4-годичной программы дисциплины «Научно-исследовательский семинар» является формирование у студентов универсальных и профессиональных компетенций, необходимых для самореализации в следующих видах профессиональной деятельности: 1) научно-исследовательской, 2) академической, 3) информационной и аналитической.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Научно-исследовательский семинар на 3 курсе призван: дать представление о содержании и основных формах исследовательской деятельности и основных методологических подходах, доступных в рамках политической науки и смежных дисциплинарных областях;
  • Целью освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» (2 курс) является формирование у студентов универсальных и профессиональных компетенций, необходимых для самореализации в следующих видах профессиональной деятельности: 1) научно-исследовательской, 2) академической, 3) информационной и аналитической. Научно-исследовательский семинар призван: • дать представление о содержании и основных формах исследовательской деятельности; • познакомить с алгоритмами планирования и реализации исследования в области социальных наук, и, в частности – политической науки, а также оформления и представления его результатов на примере курсовой работы; • сформировать базовые практические навыки: разработки программы исследования, работы с научной литературой и библиографией, справочниками, базами данных, оформления результатов исследования, написания научного текста, подготовки устного выступления.
  • дать представление о содержании и основных формах исследовательской деятельности
  • познакомить с алгоритмами планирования и реализации исследования в области социальных наук, и, в частности – политической науки, а также оформления и представления его результатов на примере курсовой работы
  • познакомить с алгоритмами планирования и реализации политологического исследования, а также оформления и представления его результатов (на более высоком уровне, когда требования, предъявляемые к работе, приближаются к академическим стандартам написания, защиты и публикации исследования);
  • расширить исследовательский кругозор, предоставить междисциплинарную поддержку исследованиям, проводимым студентами;
  • сформировать базовые практические навыки: разработки программы исследования, работы с научной литературой и библиографией, справочниками, базами данных, оформления результатов исследования, написания научного текста, подготовки устного выступления
  • Научно-исследовательский семинар 1 курса призван: • дать представление о содержании и основных формах исследовательской деятельности; • познакомить с алгоритмами планирования и реализации исследования в области социальных наук, и, в частности, политической науки; • сформировать базовые практические навыки работы с научной литературой и библиографией, справочниками, базами данных, написания научного текста, подготовки устного выступления. • сформировать у студентов уверенные навыки работы с MS Office (в частности, с MS Word, MS Excel, MS Power Point) для практического применения на последующих этапах обучения.
  • обучить работе в проектных командах, составлению дизайна исследовательского проекта, поиску лучшей альтернативы в процессе принятия решения в рамках проектной команды, а также реализации исследовательских тем посредством имеющих площадок и инструментария.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть навыками: • применения инструментов и функций MS Excel для анализа и визуализации данных,
  • Знать основные принципы проведения научного исследования
  • Умеет вычленить в прочитанном исследовании цепочку: проблема, исследовательский вопрос, методология, научная теория, результат
  • Умеет написать введение курсовой работы как research proposal
  • Умеет написать обзор состояния проблемы (обзор литературы)
  • Умеет описать тип научного исследования в академических терминах
  • Умеет провести полный цикл качественного исследование по одному из методов
  • Умеет сформулировать цепочку: проблема, исследовательский вопрос, методология, научная теория по своему исследовательскому полю
  • Умеет устно представить результат своего исследования
  • использует навыки командной работы в рамках проектной деятельности
  • определяет место полученных результатов анализа в соответствующем исследовательском поле
  • презентует концепцию проекта перед заказчиком
  • применяет основные методы по генерации и отбору идей
  • разрабатывает студенческий проект с формулирования темы исследования до финальной презентации перед заказчиком
  • составляет заявку на студенческий проект
  • составляет смету для реализации студенческого проекта и полевого исследования
  • способен выбирать наилучшую альтернативу в рамках проектного подхода
  • способен ориентироваться в рамках внешнего и внутреннего рынков проектов
  • умеет выделять этапы исследовательского проекта
  • умеет интерпретировать результаты анализа в рамках используемой теории
  • умеет формулировать и представлять исследовательское предложение в рамках публичной защиты и обсуждения (воркшопа)
  • формулирует дизайн исследования
  • формулирует концепцию исследовательского проекта
  • Объясняет результаты проверки гипотез в случае их опровержения или подтверждения
  • Пишет аннотацию к собственному научному исследованию
  • Пишет критическую рецензию на академический текст
  • Способен репрезентировать исследовательский бэкграунд в рамках собеседования
  • Умеет интерпретировать результаты исследования в контексте релевантной научной литературы.
  • Умеет формулировать и представлять исследовательское предложение в рамках публичной защиты
  • Формулирует дальнейшие направления исследований
  • Формулирует исследовательский вопрос
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1. Тема 1. Структура научной статьи.
  • Блок 1. Тема 2. Структура и задачи блока «дискуссия» в научной статье.
  • Блок 1. Тема 3. Интерпретация полученных результатов с учетом выбранной концептуальной рамки исследования.
  • Блок 1. Тема 4. Слабые места и ограничения работы.
  • Блок 1. Тема 5. Направления дальнейших исследований
  • Блок 2. Тема 1. Написание аннотации
  • Блок 2. Тема 2. Репрезентация исследовательского предложения.
  • Блок 2. Тема 3. Написание заявки в магистратуру.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Групповой проект
  • неблокирующий Подготовка расширенного резюме статьи
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Подготовка Research Proposal
  • неблокирующий Предзащита ВКР
    В презентации студенту необходимо представить дизайн исследования, реализуемого в рамках ВКР. Презентация должна содержать следующие компоненты: постановка научной проблемы, исследовательский вопрос, предмет, цель и задачи, методы и данные, гипотезы (если это предполагает дизайн исследования), ожидаемые результаты. Устный доклад сопровождается презентацией в Power Point. Длительность выступления 10-15 минут.
  • неблокирующий Рецензия
    Рецензия предполагает написание критического обзора на Research Proposal другого студента (формат - peer-review)
  • неблокирующий Семинарская активность
    Оценивание презентации ВКР со стороны студентов в составе импровизированной комиссии. На каждой паре из числа студентов группы рандомизировано определяется состав комиссии для прослушивания ВКР на этот день. Комиссия оценивает презентацию ВКР, согласно официальным критериям оценки ВКР, как на настоящей защите. Комиссия пишет комментарии и ставит оценку за каждую прослушанную презентацию. Затем выводится среднее арифметическое всех членов комиссии из числа студентов. Каждый студент должен поучаствовать в комиссии дважды.
  • неблокирующий Презентация RP
  • неблокирующий ДЗ2 (Research proposal)
  • неблокирующий ДЗ 1
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.15 * Групповой проект + 0.3 * Домашние задания + 0.15 * Контрольная работа 1 + 0.15 * Контрольная работа 2 + 0.15 * Подготовка расширенного резюме статьи + 0.1 * Посещаемость
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.35 * ДЗ 1 + 0.35 * ДЗ2 (Research proposal) + 0.3 * Презентация RP
  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.3 * Подготовка Research Proposal + 0.3 * Предзащита ВКР + 0.2 * Рецензия + 0.2 * Семинарская активность
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dunleavy, P. (2003). Authoring a PhD : How to Plan, Draft, Write and Finish a Doctoral Thesis or Dissertation. Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=197539
  • King, G., Keohane, R. O., & Verba, S. (1995). The Importance of Research Design in Political Science. American Political Science Review, (02), 475. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.apsrev.v89y1995i02p475.481.09
  • Plows, V., & Briatte, F. (2011). [Book review] Patrick Dunleavy, Authoring a PhD. How to Plan, Draft, Write and Finish a Doctoral Thesis or Dissertation, 2007 ; [Compte-rendu] Patrick Dunleavy, Authoring a PhD. How to Plan, Draft, Write and Finish a Doctoral Thesis or Dissertation, 2007. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E4D86D06

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Young, J., McGrath, R., & Filiault, S. (2009). Review: Linda Dale Bloomberg & Marie F. Volpe (2008). Completing Your Qualitative Dissertation: A Roadmap From Beginning to End ; Reseña: Linda Dale Bloomberg & Marie F. Volpe (2008). Completing Your Qualitative Dissertation: A Roadmap From Beginning to End. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A60E3D7E