Бакалавриат
2023/2024
Организационное поведение и управление человеческими ресурсами
Статус:
Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Направление:
38.03.05. Бизнес-информатика
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
50
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса рассматриваются ключевые концепции как индивидуального, так и группового поведения людей в организации, а также причины и факторы, влияющие на формирование данного поведения; на теоретическом и практическом уровнях изучаются основные компоненты системы управления человеческими ресурсами. На основе полученных знаний и навыков студенты научаются использовать системный подход к управлению человеческими ресурсами организации.
Цель освоения дисциплины
- Целью изучения данной дисциплины является ознакомление студентов с современными международными подходами в теории и практике управления организационным поведением. Курс направлен на формирование у студентов целостного взгляда на объяснение, прогнозирование и управление поведением людей в организации, а также на систему обеспечения компании человеческими ресурсами и управления ими, как на один из основных инструментов достижения компанией своих корпоративных целей и выполнения стратегии. Кроме того, данный курс направлен на формирование у слушателей понимания путей построения собственной карьеры, как профессиональной, так и управленческой. В курсе используются модели и концепции психологии, социологии, антропологии и политологии. Цели курса достигаются путем как освоения слушателями теоретических знаний, так и проработки реальных кейсов.
- Целью изучения данной дисциплины является ознакомление студентов с современными международными подходами в теории и практике управления организационным поведением. Курс направлен на формирование у студентов целостного взгляда на объяснение, прогнозирование и управление поведением людей в организации, а также на систему обеспечения компании человеческими ресурсами и управления ими, как на один из основных инструментов достижения компанией своих корпоративных целей и выполнения стратегии. Кроме того, данный курс направлен на формирование у слушателей понимания путей построения собственной карьеры, как профессиональной, так и управленческой. В курсе используются модели и концепции психологии, социологии, антропологии и политологии. Цели курса достигаются путем как освоения слушателями теоретических знаний, так и проработки реальных кейсов.
Планируемые результаты обучения
- В результате прохождения данного курса студент: • Владеет основными терминами и понятиями, используемыми в описании организационного поведения
- • Знает основные закономерности индивидуального поведения людей в организации;
- • Может объяснить связь между личностными характеристиками, ценностными установками, эмоциональным состоянием человека и его трудовым поведением;
- • Знает описание и основные результаты ключевых исследований в области организационного поведения; • Может объяснить, каким образом использование концепций Организационного поведения влияет на повышение эффективности организаций
- • Знает основные закономерности группового поведения людей в организации;
- Знает стили лидерства и руководства
- • Может объяснить и привести примеры влияния организационной культуры на поведение работников и эффективность организации;
- Может описать основные модели перемен в организации
- • Знает исторические и современные подходы к управлению человеческими ресурсами
- • Понимает и умеет описывать роль человеческих ресурсов в рамках общей деятельности компании
- • Знает и понимает основы построения системы управления человеческими ресурсами организации; • Знает основные компоненты системы управления человеческими ресурсами, а также современные технологии и методы планирования, найма, адаптации, стимулирования, развития и оценки персонала. • Приводит примеры реализации программ и мероприятий по управлению человеческими ресурсами в организации
Содержание учебной дисциплины
- Блок 1. Организационное поведение. Тема 1. Введение в организационное поведение
- Тема 2. Основы индивидуального поведения. Индивидуальные ценности.
- Тема 3. Личность и эмоции.
- Тема 4. Основные концепции мотивации.
- Тема 5. Индивидуальное принятие решений.
- Тема 6. Группы в организации.
- Тема 7. Конфликты и переговоры.
- Тема 8. Лидерство и доверие в организации.
- Тема 9. Организационная культура и организационное поведение
- Тема 10. Организационные перемены и организационное развитие
- Блок 2. Управление человеческими ресурсами Тема 1. Возникновение теории управления человеческими ресурсами и ее эволюция. Современный подход к управлению человеческими ресурсами. Национальные особенности в подходах к управлению человеческими ресурсами.
- Тема 2. Организационная структура компании, распределение функций. Обеспечение выполнения стратегии компании человеческими ресурсами. Планирование и аудит человеческих ресурсов
- Тема 3. Подбор и адаптация персонала
- Тема 4. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала
- Тема 5. Развитие человеческих ресурсов организации
- Тема 6. Оценка персонала.
- Тема 7. Модель компетенций. Управление по ценностям. Управление талантами. HR-аналитика.
Элементы контроля
- ЭкзаменПисьменный онлайн экзамен на платформе Startexam. Продолжительность 1 час 20 минут. На выбор будут предложены 5 открытых вопросов в формате мини-кейсов, необходимо будет выбрать любые 3 и развернуто ответить. Максимальное количество баллов - 10.
- Итоговый проект по тематике ОП или УЧРГрупповой проект выполняется в виде аналитического отчета (оценка имеет отдельный элемент контроля в формуле) и презентации на последнем семинарском занятии (оценка за защиту входит в "активность на семинарах"). Тематика проекта должна строго соответствовать темам, рассматриваемым в рамках блока "Организационное поведение" или "Управление человеческими ресурсами". Проект выполняется на примере реальной российской или зарубежной компании. Выбор организации осуществляется студентами самостоятельно. Сбор и анализ материалов об организации, ее системе управления человеческими ресурсами и организационных процессах осуществляются студентами в мини-группах 5-7 человек.
- Активность на семинарских занятияхСтудент получает оценки за выполнение практических заданий (кейсов), участие в деловых играх, моделировании ситуаций в ходе семинарских занятий.
- Выполнение резюме (письменных ДЗ) по источникам литературыСтудентам предоставляются дополнительные источники литературы по тематике курса для самостоятельного прочтения и написания резюме по результатам прочтения
- Квизы на лекцияхВ ходе лекционных занятий студентам будет предоставлена возможность ответить на вопросы курса (по ранее изученным темам) в формате онлайн-викторины. Отвечать на вопросы могут только те студенты, кто непосредственно присутствует на лекционных занятиях
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.105 * Активность на семинарских занятиях + 0.105 * Активность на семинарских занятиях + 0.025 * Выполнение резюме (письменных ДЗ) по источникам литературы + 0.025 * Выполнение резюме (письменных ДЗ) по источникам литературы + 0.29 * Итоговый проект по тематике ОП или УЧР + 0.025 * Квизы на лекциях + 0.025 * Квизы на лекциях + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Organizational behaviour, Robbins, S. P., 2017
- Главный учебник HR в мире, Армстронг, М., 2019
Рекомендуемая дополнительная литература
- Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует, пер. с англ. Т. Гутман ; науч. ред. С. Филонович ; ред. П. Суворова, 11-е изд., 262 с., Адизес, И. К., 2020
- Мотивация и оплата труда : современные модели и технологии : учеб. пособие для вузов, Ребров, А. В., 2016
- Основы организационного поведения, Роббинз, С.П., 2006
- Практика управления человеческими ресурсами : учебник, Армстронг, М., 2018