Бакалавриат
2023/2024
Основы кинорежиссуры: кино без слов
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Бурцев Юрий Аркадьевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс по выбору дает возможность студентам, понять в чем заключается работа режиссера кино. Метод работы над фильмом, где замысел основан на визуальном ряде, по сути, является инструментом освоения киноязыка. В своем исследовании киносемиотики Ю. Лотмана выделяет кадр, когда он «получает свободу, присущую слову: его можно выделить, сочетать с другими кадрами по законам смысловой, а не естественной смежности и сочетаемости, употреблять в переносном - метафорическом и метонимическом - смысле.
Проект по созданию короткометражных мини фильмов (возможно в формате веб историй), как раз направлен на освоение навыков особой визуальной коммуникации. Вместе с тем, цель проекта учебно — практическая: освоение инструмента режиссуры на всех этапах кинопроизводства: от режиссерской экспликации до завершенного монтажом произведения, а также возможно создание канала мини фильмов с собственным контентом.
Цель освоения дисциплины
- Освоить навык создания режиссерских экспликаций и (или) самых простых монтажных листов, написав их в русле темы
- Приобрести опыт работы с оператором, который обязан обладать монтажным мышлением
- Освоить последовательность работы над фильмом, где смысловая нагрузка раскрывается через образы, действие и считываемую информацию, объединенных совокупностью фрагмента
- Изучить специфику монтажных приемов, которые дают возможность участникам проекта освоить КИНОЯЗЫК
Планируемые результаты обучения
- Осуществляет тематический анализ и отбор материала в русле темы и драматической структуры, излагает его в первоначальном сценарии
- Создает режиссерский сценарий предусматривающий как использовать многочисленные возможности монтажа, выявляет идею произведения и отвечает на вопрос "как снять?"
- Осуществляет режиссерское и операторское решение, создает целостность визуального рядя, учитывает, как они соотносятся со всеми элементами повествования
- Выполняет работу оператора создав предпосылки для логического построения (редактирования) произведения, создает выразительный видеоряд в русле темы, идеи и сценария используя приемы операторского мастерства
- Создает мини-фильм без слов, делая его единым, целостным, увлекательным, наиболее эмоциональным и во время этой работы использует необходимые режиссерские приемы
Содержание учебной дисциплины
- Дискретность кинематографа как вида искусства
- Главные принципы и типы соединения кадров
- Акцентный и аналитический монтаж
- Особенности внутрикадровой съемки
- «Эффект Кулешова» и ассоциативный монтаж
- Параллельный монтаж, переходы в сюжетных линиях
- Дополнительные инструменты режиссуры
- Черновой монтаж
- Защита итогового фильма
Элементы контроля
- Этюд комфортный на тему «опоздание» и его развитие как аналитический, акцентный
- Этюд на «Эффект Кулешова»Студены создают эмоциональный образ персонажа, основанный на проекции увиденного персонажем изображения (через субъективную камеру) на его эмоциональную, зрительскую оценку.
- Внутрикадровый монтаж (документальное наблюдение)Студенты снимают документальный этюд раскрывая содержание события и показывая его внутренние взаимосвязи. Метод съемки ВКМ (съемка одним кадром).
- Рецензия на статью Юрия Лотмана «Семиотика кино»Рецензия – это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения или научно-исследовательской работы таких как: реферат, статья, монография, эссе, диссертации, и т. д. Рецензия основана не на эмоциональной оценке текста, а на анализе приведенных в статье утверждений и примеров. Важно описать свое понимание семиотики кино и описать в чем вы согласны с автором, а какие размышления вам кажутся архаичными или неточными.
- Рецензия на статью Сергея Эйзенштейна «Монтаж»Рецензия – это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения или научно-исследовательской работы таких как: реферат, статья, монография, эссе, диссертации, и т. д. Рецензия основана не на эмоциональной оценке текста, а на анализе приведенных в статье утверждений и примеров. Важно описать свое понимание семиотики кино и описать в чем вы согласны с автором, а какие размышления вам кажутся архаичными или неточными.
- Параллельный монтаж (рефрен)Съемка этюда на параллельный монтаж и использованием ассоциативного сопоставления сюжетных линий в режиме построения схемы рефрена и (или) параллельный монтаж как эпизод с двумя линиями и разными целями внутри них.
- Доклад «методы немого кино»Доклад носит характер рецензии, делается в форме презентации. Это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ. В начале работы необходимо указать данные об авторах кинопроизведения, название, жанр, год создания. Далее следует краткий пересказ содержания в виде пересказа сюжета и затем рецензент подробно описывает какую тему удалось, по его мнению, раскрыть в рецензируемом фильме, через что. Затем следует критический анализ: оценка формы и приемов, особенностей построения композиции (типы монтажа), режиссерский стиль и настроение. Выделение достоинств и недостатков. Аргументированная оценка всего произведения и указание на те его особенности, благодаря которым вы видите этот фильм вкладом в мировой кинематограф.
- Итоговый мини-фильм (кино без слов)Студенты снимают короткометражный фильм-эксперимент, где его тема раскрывается через освоенные студентами приемы киноповествования (киноязыка), в основе которого особенности монтажа и необходимость создания целостного образа.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 1 модуль0.1 * Внутрикадровый монтаж (документальное наблюдение) + 0.1 * Доклад «методы немого кино» + 0.5 * Итоговый мини-фильм (кино без слов) + 0.05 * Параллельный монтаж (рефрен) + 0.025 * Рецензия на статью Сергея Эйзенштейна «Монтаж» + 0.025 * Рецензия на статью Юрия Лотмана «Семиотика кино» + 0.1 * Этюд комфортный на тему «опоздание» и его развитие как аналитический, акцентный + 0.1 * Этюд на «Эффект Кулешова»
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 18729 - И.Беленький - История кино: Киносъемки, кинопромышленность, киноискусство - 9785961421880 - Alpina - Альпина Паблишер - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18729
Рекомендуемая дополнительная литература
- Бураченко А.И. - История искусств (история театра и кино) - КемГИК - 2018 - ISBN: 978-5-8154-0477-9 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=361102