Бакалавриат
2023/2024
Научно-исследовательский семинар "Организация, подготовка и презентация социологического исследования"
Статус:
Курс обязательный (Социология)
Направление:
39.03.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Стребков Денис Олегович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчётности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 39.03.01 «Социология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Организация, подготовка и презентация социологического исследования». Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ», актуальным паспортом образовательной программы 39.03.01 «Социология» подготовки бакалавра (https://www.hse.ru/ba/soc/passport), актуальным учебным планом (https://www.hse.ru/ba/soc/learn_plans).
Цель освоения дисциплины
- Основная цель курса – привить студентам устойчивые навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, научить их грамотно формулировать и излагать в письменной форме результаты социологических исследований (при этом делать это в соответствии с существующими канонами и правилами). Практическая цель курса заключается в том, чтобы помочь слушателям подготовить по итогам учебного года качественную дипломную работу и получить отличную оценку на её защите. В рамках данного курса студенты должны получить всю необходимую информацию и рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ. Курс знакомит студентов с основными правилами написания и устной презентации научно-исследовательских работ. Рассматриваются особенности таких письменных форм как учебное эссе, курсовая работа, магистерская диссертация, научная публикация. Поэтапно анализируется весь процесс создания текста, начиная от разработки материала, поиска релевантных литературных источников и заканчивая оформлением письменной работы и её устной презентацией на семинаре, конференции, защите. Особое внимание уделяется таким темам, как научный штиль, цитирование, оформление ссылок на литературные источники и оформление библиографического списка. Специальный раздел курса посвящен основным ошибкам, возникающим при написании научного текста, предлагаются возможные пути их устранения. Основными задачами данной дисциплины являются получение студентами теоретических знаний и рекомендаций, а также закрепление у них практических навыков по следующим направлениям деятельности в рамках подготовки и презентации выпускной квалификационной работы.
Планируемые результаты обучения
- Владеет знаниями ролевой структуры публичной защиты.
- Владеет навыками постановки проблемы / формулирования ключевого исследовательского вопроса.
- Владеет навыком выбора методологической парадигмы под проблему / ключевой исследовательский вопрос.
- Владеет навыком формирования методологического ядра социологического исследования..
- Владеет научным стилем аргументации.
- Владеет приемами отбора релевантных и качественных публикаций.
- Владеет приемами отбора релевантных и качественных публикаций.
- Владеет приёмами работы над обзором литературы.
- Владеет ролевыми навыками участников публичной защиты.
- Знает базовые функции и структурные элементы обзора литературы.
- Знает жанровые особенности презентаций результатов исследования
- Знает особенности презентация эмпирических результатов исследования в жанре научной статьи.
- Знает структуру и виды библиографических описаний
- Знание жанровых особенностях защиты результатов исследования как открытой научной дискуссии. : назначение, роли участников, стиль аргументации. Особенности презентации результатов исследования
- Знание требований к ВКР по специализации: отчетные сроки, нормативные документы, план семинарских занятий по курсу
- Знания особенностей научной статьи (ВКР) как научного жанра.
- Приобретает навыки защиты результатов исследования как открытой научной дискуссии. :
- Умеет эффективно находить литературу по теме в системах поиска
- Умение пользоваться поисковыми системами
- Умение представлять обязательные элементы количественных и качественных данных в формате начной статьи (ВКР).
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Требования к ВКР по специализации: выбор темы и постановка проблемы исследования. Структура работы
- Тема 2. Поиск релевантной литературы, работа с базами научного цитирования и библиографическими менеджерами
- Тема 4. Работа над обзором литературы.
- Тема 3. Формирование программы исследования.
- Тема 5. Представление эмпирических данных социологического исследования.
- Тема 6. Научная коммуникация. Устная презентация результатов исследования.
Элементы контроля
- Исследовательская проблемаПридумать название для своей будущей дипломной работы. Кратко описать свою исследовательскую проблему (1 абзац). «Проблема – это некое несоответствие наших знаний об объекте – другим знаниям о нем, обыденным представлениям, здравому смыслу. Это некий парадокс, если угодно, загадка, которую предлагается разгадать. Это противоречие в понимании, столкновение смыслов и интерпретаций» (В. Радаев). Иными словами, исследовательский вопрос должен звучать так: Что непонятно? (неправильный вариант - Что неизвестно?) Почему нечто происходит, хотя вроде бы этого быть не должно? ОБРАЗЕЦ (Нужно сделать так же талантливо и так же оформить!) 0. Пушкин Александр Сергеевич Тема: Воспоминания в Царском селе Руководитель: Державин Г.Р. Навис покров угрюмой нощи На своде дремлющих небес; В безмолвной тишине почили дол и рощи, В седом тумане дальний лес; Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы, Чуть дышит ветерок, уснувший на листах, И тихая луна, как лебедь величавый, Плывет в сребристых облаках.
- Проект по рассказу ШукшинаПрочитать рассказ В.Шукшина "А поутру они проснулись". (Если есть возможность - посмотреть одноимённый фильм). На его основе нужно полностью реконструировать проект описываемого там социологического исследования так, как будто бы оно проводилось вами сейчас. + Выделить в этом рассказе наиболее характерные способы уклонения респондентов от ответов на вопросы социолога. Структура проекта исследования - Название исследовательского проекта - Актуальность темы исследования. Постановка проблемы - Методологическое основание – теоретическая основа - Степень разработанности проблемы (эмпирические исследования по данной теме, имеющийся у автора научный задел) - Цель и задачи - Объект и предмет - Гипотезы - Операционализация основных понятий - Информационная база исследования (методы сбора данных, характеристика используемого эмпирического материала) - Структура анкеты или гайда интервью (если таковые имеются) - Методы анализа данных, эмпирические модели - Краткая библиография (5-7 основных источников)
- Библиографические описанияНеобходимо исправить ДАННЫЙ СПИСОК библиографических описаний - привести его к "каноническому" виду. Культурные образцы можно посмотреть ЗДЕСЬ. Просьба уместить результат на 1 странице (14 шрифт, полуторный интервал делать не нужно). Просьба указывать свою фамилию в самом файле (в тексте), а не только в его названии. Удачи!
- Рецензия на чужую работуНеобходимо внимательно ознакомиться с дипломной работой "Влияние денег на межличностные отношения" (2002), которая содержит множество ошибок и недочётов. (ИЛИ другую предложенную преподавателем работу) Постарайтесь определить, какие именно из 33 основных ошибок содержатся в этой работе. Подготовьте, пожалуйста, рецензию на работу Е.Чубаровой. Для рецензии используйте вот эту ФОРМУ.
- Итоговая работаИтоговая работа Прошу загрузить сюда файл итогового проекта ВКР, выполненного по следующей структуре: 1. Актуальность темы исследования. Постановка исследовательской (научной) проблемы 2. Теоретическая основа исследования 3. Степень разработанности проблемы (эмпирические исследования по данной теме, имеющийся у автора научный задел) 4. Цель и задачи 5. Объект и предмет 6. Гипотезы (предположения) 7. Операционализация основных понятий 8. Информационная база исследования (методы сбора данных, выборка / характеристика используемого эмпирического материала) 9. Структура анкеты или гайда интервью (если таковые имеются) 10. Методы анализа данных, эмпирические модели 11. Ограничения исследования 12. Краткая библиография (5 7 основных источников) Общий объем текста (12 кегль, полуторный интервал) ни при каких обстоятельствах не должен превышать 8 страниц!
- Активность на семинарахАктивность на занятиях. Содержательные комментарии и вопросы к работам других студентов в течение всего времени обучения (2 и 3 модуль). Устные выступления и письменные комментарии.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модуль0.3 * Активность на семинарах + 0.06 * Библиографические описания + 0.03 * Исследовательская проблема + 0.4 * Итоговая работа + 0.12 * Проект по рассказу Шукшина + 0.09 * Рецензия на чужую работу
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Steps to academic writing : with key, Barry, M., 2011
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Технология социологического исследования : учеб. пособие по курсу "Практикум по экономической социологии", Сусоколов, А. А., 2008