Бакалавриат
2023/2024
Европейское искусство XVII-XVIII вв.
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (История искусств)
Направление:
50.03.03. История искусств
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
22
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
152
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина читается на 3 курсе. Курс посвящен основным этапам и проблемам истории европейского искусства XVII–XVIII вв. Он имеет широкий географический охват и ориентируется на архитектуру, скульптуру, живопись важнейших стран Европы — Италии, Франции, Великобритании, Германии, Испании. Особое внимание уделяется вопросам стилистики и ее терминологии, проблематике социальной истории искусства, иконографии. В результате обучения студенты должны знать основные этапы и стилистические направления искусства Нового времени, представлять себе специфику процессов и явлений, характерных для искусства XVII–XVIII вв., а также наиболее значимые направления и отдельные памятники, понимать их исторический контекст.Дисциплина предполагает использование генеративной модели искусственного интеллекта (нейронные сети) для текстового и визуального анализа.
Цель освоения дисциплины
- сформировать у студента представление о месте и роли искусства XVII – XVIII вв. в мировой истории
- дать представление об основных этапах развития искусства ведущих стран Западной Европы в XVII – XVIII вв.
- выработать у студентов умение раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в искусстве ведущих стран Западной Европы в XVII – XVIII вв.
- охарактеризовать индивидуальности крупнейших мастеров в процессе их творческой эволюции
- познакомить с общепризнанными шедеврами в разных видах искусств, предложив варианты их углубленного анализа
- обрисовать многообразие связей и взаимовлияний, свидетельствующих о сложении общеевропейского художественного процесса
- выработать у студентов умение определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
- обеспечить освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения
- владеть основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства
- владеть понятийным аппаратом истории искусства
- владеть основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития искусствоведения
- знать ведущие музейные собрания памятников искусства XVII и XVIII вв.
- знать основные памятники и ведущих мастеров искусства и архитектуры XVII и XVIII вв.
- знать основные термины, применяемые при изучении искусства XVII и XVIII вв.
- знать основные труды по истории искусства XVII и XVIII вв.
- знать стилистические признаки памятников каждого из изучаемых этапов искусства XVII и XVIII вв.
- знать технико-технологические особенности основных памятников искусства XVII и XVIII вв.
- уметь атрибутировать произведения искусства XVII и XVIII вв.
- уметь ориентироваться и работать с основными трудами по искусству XVII и XVIII вв.
- уметь понимать специфику художественно-образной структуры искусства XVII и XVIII вв.
- уметь представлять круг ключевых исследовательских проблем, связанных с изучением искусства XVII и XVIII вв.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в изучение искусства XVII века.
- Градостроительство, архитектура и скульптура Италии XVII в.
- Живопись Италии XVII века.
- Искусство Испании XVII века.
- Искусство Фландрии XVII века.
- Искусство Голландии XVII века.
- Искусство Франции 1 пол. XVII в.
- Искусство Франции 2 пол. XVII в.
- Английская архитектура XVII в.
- Введение в изучение искусства XVIII века.
- Французская архитектура XVIII века.
- А.Ватто, Ф.Буше и французская живопись первой половины XVIII века.
- Французская живопись второй половины XVIII века. Французская скульптура XVIII века.
- Итальянская живопись рубежа XVII века- XVIII вв. Венецианская школа часть I: (Дж.Б.Тьеполо и Д.Тьеполо).
- Венецианская живопись часть II: ведута, бытовой жанр.
- Неоклассицизм в Риме.
- Английская архитектура XVIII века.
- Английская живопись XVIII века. Творчество У.Хогарта. Особенности английского портрета XVIII века.
Элементы контроля
- Эссе
- Тест
- АктивностьУчастие в семинаре - дискуссии, вопросы
- ДокладДомашнее задание включает в себя подготовку к докладу, который представляется на семинаре. При подготовке доклада (устное выступление продолжительностью 20-30 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов) студент должен показать способность самостоятельно анализировать произведения, понимание контекста и условий их создания, пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках. В докладе, который сопровождается показом слайдов в формате PowerPoint или аналогичном, студент должен продемонстрировать владение логикой презентации. Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов.Текст доклада в письменном виде сдается преподавателю для оценки в день семинара. Оценка за доклад представляет собой среднее арифметическое оценок за доклад во втором модуле и за доклад в третьем модуле.
- доклад
- РецензияДомашнее задание включает в себя подготовку к докладу, который представляется на семинаре. При подготовке доклада (устное выступление продолжительностью 20-30 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов) студент должен показать способность самостоятельно анализировать произведения, понимание контекста и условий их создания, пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках. В докладе, который сопровождается показом слайдов в формате PowerPoint или аналогичном, студент должен продемонстрировать владение логикой презентации. Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов.Текст доклада в письменном виде сдается преподавателю для оценки в день семинара. Оценка за доклад представляет собой среднее арифметическое оценок за доклад во втором модуле и за доклад в третьем модуле.
- ЭссеЭкзамен по искусству XVII-XVIII вв. проводится в устной форме (опрос по материалам курса) в дни, предусмотренные расписанием. Экзамен проводится на платформе ZOOM (https://www.zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
- ЭкзаменЭкзамен по искусству XVII-XVIII вв. проводится в устной форме (опрос по материалам курса) в дни, предусмотренные расписанием. Экзамен проводится на платформе ZOOM (https://www.zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
- Тест
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 1 модульO17 век 0,5 тест+0,5 доклад в семинаре
- 2023/2024 учебный год 3 модульО17 век 1 мод (0,5 тест+0,5 доклад в семинаре)*0,2 + О18век 3 мод *0,8
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Adams, L. (2018). Key Monuments Of The Baroque. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2203760
- Harbison, R. (2000). Reflections on Baroque. London: Reaktion Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344014
- Барокко и рококо, Базен, Ж., 2001
- История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Fedotova E.D. Baroque. Series “Epochs. Styles Directions”. M .: ’White City’, 2007 ; Федотова Е.Д. Барокко. Серия «Эпохи. Стили. Направления». М.: «Белый город», 2007. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4EF6BE29
- История искусства древности. Малые сочинения, Винкельман, И. И., 2021
- Ренессанс и барокко : исследование сущности и становления стиля барокко в Италии, Вельфлин, Г., 2004