Бакалавриат
2023/2024
Городские продукты и сервисы
Статус:
Курс по выбору (Городское планирование)
Направление:
07.03.04. Градостроительство
Кто читает:
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского
Где читается:
Факультет городского и регионального развития
Когда читается:
5-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Поротникова Наталья Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
По прогнозам ООН около 70% населения будет жить в городах, что создаст дополнительную нагрузку на инфраструктуру и экосистемы городов. Города в настоящее время сталкиваются с проблемами комплексного характера, такими как загрязнение воды, воздуха и почвы, ростом количества отходов, плохим качеством продуктов питания, нехваткой энергии и многими другими, влияющими на качество жизни и здоровье людей. Благосостояние, экономическая и социальная стабильность человеческих обществ зависят от грамотности действий людей по отношению к окружающей среде. Одним из направлений повышения устойчивости городов является создание городских сервисов и продуктов, ориентированных на обеспечение комфортности жизни горожан и сохранение экосистем в мегаполисах. Методам выявления таких ниш и созданию эффективных бизнес-моделей городских сервисов и продуктов, создающих ценность для горожан и систем управления «умным» и устойчивым городом, и посвящен данный курс.
Цель освоения дисциплины
- Цель изучения данной дисциплины – формирование целостного представления о разработке сервисов и продуктов для устойчивого и «умного» города, их монетизации и масштабирования.
Планируемые результаты обучения
- Знает понятия "устойчивый" и "умный" город, понимает особенности создания городских продуктов и сервисов
- Умеет проводить анализ и исследования внешней среды и ожиданий стейкхолдеров, базовые расчеты экономики продуктов, обосновывать, подготавливать проектную документацию и презентовать проекты создания городских продуктов и сервисов; разрабатывать программы по выведению городских продуктов и сервисов на рынок и оценивать их ффективность.
- Знает понятия «продукт, товар и услуга», «город, городские продукты и сервисы», «устойчивый» и «умный» город, особенности создания и выведения на рынок городских продуктов и сервисов.
- Знает методы анализа внешней среды и выявления интересов при создании городских продуктов и сервисов, умеет их применять на практике
- Знает и умеет применять на практике методы генерации идей для создания городских продуктов и сервисов
- Знает подходы к пониманию ESG-критериев для продуктов и сервисов. Умеет проводить анализ факторов, формирующих конкурентоспособность продуктов и сервисов для города.
- Знает подходы к построению бизнес-моделей гоордских продуктов и сервисов, умеет их применить на практике
- Знает подходы к организации процессов создания продуктов и сервсисов, умеет самостоятельно их организовывать и управлять ими
- Умеет разработывать проектную документацию и провеодить презентацию городских продуктов и сервисов для стейкхолдеров
- Знает особенности выведения на рынок городских продуктов и сервисов, умеет создавать программы по их выведению на рынок и оценивать их эффективность
Содержание учебной дисциплины
- Городские продукты и сервисы: понятия, ключевые концепции, критерии успеха
- Методы исследований и анализа городской среды и интересов стейкхолдеров
- Генерация и оценка идей для создания городских продуктов и сервисов
- Анализ конкурентов и конкурентоспособность городских продуктов и сервисов
- Устойчивые продукты и бизнес-модели. Государственно-частное партнерство
- Основные этапы процессов разработки и вывода продукта на рынок и их особенности для городских продуктов и сервисов
- Организационные и финансово-экономические аспекты создания городских продуктов и сервисов
- Особенности выведения на рынок городских продуктов и сервисов
- Подготовка проектной документации и презентация городских продуктов и сервисов для стейкхолдеров
Элементы контроля
- Аудиторная работаОценка аудиторной работы студентов формируется с учетом активности студентов в общегрупповых дискуссиях, а также оценивается качество выполнения упражнений на семинарских занятиях, качество домашних заданий, активность в обсуждении докладов.
- ДокладыОценка за доклад формируется как среднее из оценки письменной работы, и оценки устной работы – выступления с презентацией по теме доклада.
- Проект
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Доклады + 0.4 * Проект + 0.2 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alpina - 19985 - Б.Дорф; М. Мурзаков; С.Бланк - Стартап: Настольная книга основателя - 9785961433845 - Альпина Паблишер - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/19985
- Alpina - 351 - А.Остервальдер; И.Пинье - Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора - 9785961423457 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/351
- Arnott R.J., McMillen D.P. A Companion to Urban Economics. John Wiley & Sons, 2006. 604 p.
- Бланк, С. М. Стартап: Настольная книга основателя / Бланк С.М., Дорф Б., - 3-е изд. - Москва :Альпина Пабл., 2016. - 616 с.: ISBN 978-5-9614-5027-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/924002
- Маркетинг-менеджмент : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, Липсиц И.В., 2017
- Остервальдер, А. Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг : учебное пособие / А. Остервальдер, И. Пинье, Г. Бернарда. - Москва : Альпина Пабл., 2016. - 312 с.- ISBN 978-5-9614-4907-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/923404
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alpina - 17858 - И. Волков; Р.Фитцпатрик - Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут? - 9785961409222 - Альпина Паблишер - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/17858
- Alpina - 17952 - Р. Комаристый; Э.Рис - Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели - 9785961430950 - Альпина Паблишер - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/17952
- Алешин, А. В. Управление проектами: фундаментальный курс : учебник / А. В. Алешин, В. М. Аньшин, К. А. Багратиони , под редакцией В. М. Аньшина, О. Н. Ильиной. — Москва : Высшая школа экономики, 2013. — 624 с. — ISBN 978-5-7598-0868-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/66093 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Кристенсен, К. М. Дилемма инноватора: как из-за новых технологий погибают сильные компании : практическое руководство / К. М. Кристенсен. - Москва : Альпина Паблишер, 2021. - 342 с. - (Альпина. Бизнес). - ISBN 978-5-9614-2724-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1838937
- Мананков, А. В. Урбоэкология и техносфера : учебник и практикум для вузов / А. В. Мананков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 494 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06909-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492877 (дата обращения: 27.08.2024).
- Циркулярная модель экономического роста: опыт, возможности и барьеры - Ратнер С.В., Назарова Л.Е. - НИЦ ИНФРА-М - 2023 - https://znanium.com/catalog/product/1893194 - 492730 - ZNANIUM