• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Деловые коммуникации в международном бизнесе

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Мировая экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина знакомит студентов с теорией и практикой деловых коммуникаций в современных условиях международного бизнеса. Целью освоения дисциплины является развитие у студентов понимания правил построения эффективных коммуникаций, освоение приемов и форм успешного взаимодействия с иностранными партнерами с учетом особенностей межкультурной деловой среды. В рамках курса студенты изучают структуру и виды деловых коммуникаций, формы вербального и невербального общения; осваивают навыки публичных выступлений, эффективной презентации, служебно-деловой переписки; знакомятся с правилами организации и проведения мероприятий протокольного характера в компаниях, работающих на международном рынке; осваивают приемы современного имиджмейкинга и основы техник нейро-лингвистического программирования; анализируют и учатся применять на практике новые принципы и правила делового этикета в цифровой среде. Особое внимание уделено изучению личности как субъекта деловых коммуникаций, правилам и приемам повышения личной эффективности и развития эмоционального интеллекта. Студенты анализируют влияние корпоративной и национальной культуры на практику деловых коммуникаций между представителями отдельных компаний и стран. Освоение перечисленных знаний и навыков позволит студентам существенно повысить уровень своей коммуникативной компетентности, что, безусловно, является залогом успеха в будущей профессиональной деятельности и личностной реализованности в целом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить и освоить применение принципов и инструментов эффективных деловых коммуникаций в современной международной бизнес среде.
  • Ознакомиться с нормами международного делового этикета и протокола, правилами организации и проведения протокольных мероприятий в компаниях, работающих на международном рынке.
  • Изучить особенности культуры делового общения в разных странах. Сформировать базовые навыки межкультурной деловой коммуникации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет базовыми знаниями в области теории деловых коммуникаций. Понимает структуру, формы, виды и особенности деловых коммуникаций в современном международном бизнесе. Выявляет и понимает принципы преодоления коммуникативных барьеров.
  • Выявляет межкультурные особенности делового общения. Знает классификации деловых культур. Понимает различия менталитета, национально-культурных особенностей мышления и поведения представителей разных стран и их влияние на деловые коммуникации.
  • Знает базовые принципы и приемы эффективных коммуникаций, в том числе с использованием техник НЛП.
  • Знает категории и особенности деловых мероприятий. Владеет эффективными способами подготовки мероприятий протокольного характера. Умеет планировать бюджет мероприятия. Различает виды деловых приемов, знает этикетные и протокольные правила организации и участия.
  • Знает нормативно-правовую базу и практику применения государственных геральдических символов в своей стране и на международном уровне.
  • Знает правила и приемы планирования и организации международных переговоров.
  • Знает правила поведения в ресторане. Владеет застольным этикетом.
  • Осознает важность и роль личности в построении эффективных коммуникаций. Понимает принципы типирования личности. Владеет базовыми навыками построение деловых коммуникаций с разными типами личности.
  • Понимает и умеет применить принципы и правила подбора и вручения деловых подарков и цветов в современной деловой и дипломатической среде.
  • Понимает основные принципы современной международного делового этикета. Владеет навыками первичных деловых коммуникаций с соблюдением этикетных норм.
  • Понимает принципы разработки бизнес стратегии в современных информационно-коммуникативных площадках: мессенджерах, социальных сетях и прочее. Умеет эффективно участвовать в онлайн мероприятиях. Учитывает особенности цифрового этикета в деловых коммуникациях онлайн.
  • Понимает принципы эффективной устной и письменной вербальной коммуникации. Владеет навыком составления служебно-деловой корреспонденции.
  • Понимает принципы эффективной устной и письменной вербальной коммуникации. Умеет подготовить и провести деловую беседу, презентацию.
  • Понимает различие корпоративных культур, видов лидерства в компаниях, принципы партнерства и сотрудничества. Осознает важность соблюдения правил делового этикета в современной бизнес среде, понимает и умеет применять нормы и принципы горизонтальной и вертикальной субординации.
  • Различает виды деловых приемов, знает этикетные и протокольные правила организации и участия.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Деловые коммуникации. Понятие, структура, особенности, виды и формы.
  • Общие этикетные нормы и протокол современного делового общения.
  • Роль Личности в системе деловых коммуникаций.
  • Принципы и техники эффективных коммуникаций.
  • Организация и проведение официальных и деловых мероприятий. Протокольно-организационное обеспечение.
  • Международные переговоры. Организационно-протокольные требования.
  • Геральдика. Использование символов государственной власти в деловой жизни.
  • Приемы в международной деловой практике и их протокольные особенности.
  • Корпоративная культура. Служебный этикет
  • Деловая переписка.
  • Публичные выступления. Эффективная презентация.
  • Подарки и цветы в деловой среде.
  • Деловое общение в ресторане.
  • Межкультурные особенности деловых коммуникаций.
  • Деловые коммуникации онлайн. Эффективность и этикет цифрового общения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий самостоятельная работа
    Работа по подбору, анализу материала по заданной теме, подготовка устного сообщения, возможно использования слайдов для визуализации представляемой информации.
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий активность на семинаре
    В "активность на семинаре" входит: участие в дискуссии по теме занятия
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.25 * активность на семинаре + 0.25 * самостоятельная работа + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Деловые и межкультурные коммуникации : учебник для вузов, Таратухина, Ю. В., 2014
  • Деловые коммуникации: теория и практика : учебник для бакалавров, Жернакова, М. Б., 2014
  • Дипломатический протокол в России, Борунков, А. Ф., 2001
  • Современный этикет : деловой протокол, Соловьев, Э. Я., 1998

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Искусство проведения переговоров, Соловьев, Э. Я., 2006

Авторы

  • Трудаева Татьяна Александровна