Бакалавриат
2023/2024
Деловые коммуникации в международном бизнесе
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Мировая экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Кафедра торговой политики
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Трудаева Татьяна Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
52
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина знакомит студентов с теорией и практикой деловых коммуникаций в современных условиях международного бизнеса. Целью освоения дисциплины является развитие у студентов понимания правил построения эффективных коммуникаций, освоение приемов и форм успешного взаимодействия с иностранными партнерами с учетом особенностей межкультурной деловой среды. В рамках курса студенты изучают структуру и виды деловых коммуникаций, формы вербального и невербального общения; осваивают навыки публичных выступлений, эффективной презентации, служебно-деловой переписки; знакомятся с правилами организации и проведения мероприятий протокольного характера в компаниях, работающих на международном рынке; осваивают приемы современного имиджмейкинга и основы техник нейро-лингвистического программирования; анализируют и учатся применять на практике новые принципы и правила делового этикета в цифровой среде. Особое внимание уделено изучению личности как субъекта деловых коммуникаций, правилам и приемам повышения личной эффективности и развития эмоционального интеллекта. Студенты анализируют влияние корпоративной и национальной культуры на практику деловых коммуникаций между представителями отдельных компаний и стран. Освоение перечисленных знаний и навыков позволит студентам существенно повысить уровень своей коммуникативной компетентности, что, безусловно, является залогом успеха в будущей профессиональной деятельности и личностной реализованности в целом.
Цель освоения дисциплины
- Изучить и освоить применение принципов и инструментов эффективных деловых коммуникаций в современной международной бизнес среде.
- Ознакомиться с нормами международного делового этикета и протокола, правилами организации и проведения протокольных мероприятий в компаниях, работающих на международном рынке.
- Изучить особенности культуры делового общения в разных странах. Сформировать базовые навыки межкультурной деловой коммуникации.
Планируемые результаты обучения
- Владеет базовыми знаниями в области теории деловых коммуникаций. Понимает структуру, формы, виды и особенности деловых коммуникаций в современном международном бизнесе. Выявляет и понимает принципы преодоления коммуникативных барьеров.
- Выявляет межкультурные особенности делового общения. Знает классификации деловых культур. Понимает различия менталитета, национально-культурных особенностей мышления и поведения представителей разных стран и их влияние на деловые коммуникации.
- Знает базовые принципы и приемы эффективных коммуникаций, в том числе с использованием техник НЛП.
- Знает категории и особенности деловых мероприятий. Владеет эффективными способами подготовки мероприятий протокольного характера. Умеет планировать бюджет мероприятия. Различает виды деловых приемов, знает этикетные и протокольные правила организации и участия.
- Знает нормативно-правовую базу и практику применения государственных геральдических символов в своей стране и на международном уровне.
- Знает правила и приемы планирования и организации международных переговоров.
- Знает правила поведения в ресторане. Владеет застольным этикетом.
- Осознает важность и роль личности в построении эффективных коммуникаций. Понимает принципы типирования личности. Владеет базовыми навыками построение деловых коммуникаций с разными типами личности.
- Понимает и умеет применить принципы и правила подбора и вручения деловых подарков и цветов в современной деловой и дипломатической среде.
- Понимает основные принципы современной международного делового этикета. Владеет навыками первичных деловых коммуникаций с соблюдением этикетных норм.
- Понимает принципы разработки бизнес стратегии в современных информационно-коммуникативных площадках: мессенджерах, социальных сетях и прочее. Умеет эффективно участвовать в онлайн мероприятиях. Учитывает особенности цифрового этикета в деловых коммуникациях онлайн.
- Понимает принципы эффективной устной и письменной вербальной коммуникации. Владеет навыком составления служебно-деловой корреспонденции.
- Понимает принципы эффективной устной и письменной вербальной коммуникации. Умеет подготовить и провести деловую беседу, презентацию.
- Понимает различие корпоративных культур, видов лидерства в компаниях, принципы партнерства и сотрудничества. Осознает важность соблюдения правил делового этикета в современной бизнес среде, понимает и умеет применять нормы и принципы горизонтальной и вертикальной субординации.
- Различает виды деловых приемов, знает этикетные и протокольные правила организации и участия.
Содержание учебной дисциплины
- Деловые коммуникации. Понятие, структура, особенности, виды и формы.
- Общие этикетные нормы и протокол современного делового общения.
- Роль Личности в системе деловых коммуникаций.
- Принципы и техники эффективных коммуникаций.
- Организация и проведение официальных и деловых мероприятий. Протокольно-организационное обеспечение.
- Международные переговоры. Организационно-протокольные требования.
- Геральдика. Использование символов государственной власти в деловой жизни.
- Приемы в международной деловой практике и их протокольные особенности.
- Корпоративная культура. Служебный этикет
- Деловая переписка.
- Публичные выступления. Эффективная презентация.
- Подарки и цветы в деловой среде.
- Деловое общение в ресторане.
- Межкультурные особенности деловых коммуникаций.
- Деловые коммуникации онлайн. Эффективность и этикет цифрового общения.
Элементы контроля
- самостоятельная работаРабота по подбору, анализу материала по заданной теме, подготовка устного сообщения, возможно использования слайдов для визуализации представляемой информации.
- экзамен
- активность на семинареВ "активность на семинаре" входит: участие в дискуссии по теме занятия
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.25 * активность на семинаре + 0.25 * самостоятельная работа + 0.5 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Деловые и межкультурные коммуникации : учебник для вузов, Таратухина, Ю. В., 2014
- Деловые коммуникации: теория и практика : учебник для бакалавров, Жернакова, М. Б., 2014
- Дипломатический протокол в России, Борунков, А. Ф., 2001
- Современный этикет : деловой протокол, Соловьев, Э. Я., 1998
Рекомендуемая дополнительная литература
- Искусство проведения переговоров, Соловьев, Э. Я., 2006