Магистратура
2023/2024
Новая социология морали: основные темы и подходы
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Комплексный социальный анализ)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Быков Андрей Вячеславович
Прогр. обучения:
Комплексный социальный анализ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Тематика изучения моральных представлений и морального поведения, являвшаяся одной из центральных в классической социологии, начиная с середины прошлого столетия приобрела фактически маргинализированный статус, в то время как биологические и психологические подходы к изучению моральных явлений обрели заслуженную популярность в академии и за ее пределами. Тем не менее, относительно недавно социологи начали осмыслять свою возможную роль в междисциплинарном предприятии по построению «науки и морали», что, в частности, нашло отражение в проекте «новой социологии морали», призванном оживить эту исследовательскую область и придать ей новый импульс развития. Будучи частью этих усилий, данный курс направлен на знакомство студентов с ключевыми темами, проблемами, методами и перспективами развития «новой социологии морали», в эксплицитном соотнесении с теоретико-методологическими подходами в области когнитивных и поведенческих наук. Таким образом, у студентов курса будет уникальная возможность знакомства с оригинальной исследовательской программой по изучению морали, находящейся в «живом» процессе становления на пересечении классических и современных, социологических и не-социологических традиций изучения социального поведения человека.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения данной дисциплины является знакомство студентов с основными направлениями развития современной социологии морали, а также формирование у них аналитических компетенций, направленных на применение различных теорий и методов изучения моральных представлений и поведения в собственной исследовательской практике.
Планируемые результаты обучения
- Способен анализировать и соотносить основные концепции морали в классической социологической традиции.
- Способен анализировать основные направления развития современной междисциплинарной "науки о морали", а также поясняет ее связь с социологической традицией.
- Объясняет и интерпретирует ключевые тезисы теории "моральной диады" и теории моральных оснований, а также способен охарактеризовать их потенциал для рецепции в рамках социологии морали.
- Имеет общее представление о социологии морали как специфической области знания.
- Умеет анализировать связь между принадлежностью к определенному социальному классу и (а)моральным поведением и нормативными представлениями.
- Критически анализирует основные социологические и социально-психологические концепции связи между моралью и культурой.
- Описывает и объясняет ключевые социологические теоретические положения, характеризующие природу и функции морали.
- Аргументирует основные направления развития новой социологии морали как формирующейся исследовательской области.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в социологию морали
- Классическая социология морали
- Социология и психология морали: когнитивный поворот
- Теория "моральной диады" и теория моральных оснований
- Классовая структура: (а)моральное поведение и (а)моральные границы
- Мораль и культура: общие модели и сравнительные исследования
- Мораль и современная социологическая теория
- Новая социология морали: взгляд в будущее
Элементы контроля
- Работа на семинарских занятияхРабота на семинарских занятиях.
- ЭссеДомашнее эссе по дисциплине. В качестве темы для эссе предлагается проблематизация морального измерения феномена, который студент изучает в рамках магистерской работы.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 1 модуль0.5 * Работа на семинарских занятиях + 0.5 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Hitlin, S., & Vaisey, S. (2010). Handbook of the Sociology of Morality. New York: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=373784
- Моральное воспитание, Дюркгейм, Э., 2021
Рекомендуемая дополнительная литература
- История теоретической социологии. Начало XX века. Первый общетеоретический кризис социологии : учебное пособие / Ю. Н. Давыдов, Р. Н. Абрамов, С. П. Баньковская [и др.] , ответственные редакторы И. Ф. Девятко [и др.]. — 3-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 354 с. — ISBN 978-5-8291-3108-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132740 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.