• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Реставрация и хранение художественных ценностей и предметов материальной культуры

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 62

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится блоку дисциплин базовой части второго года обучения в магистратуре по направлению «История художественной культуры и рынок искусства» и тесно связана с дисциплинами как базовой части «Теория и история культуры», «История европейской цивилизации. XVІ–XX века», «Выставочная деятельность», НИС «Анализ и атрибуция памятников художественно культуры», так и вариативной «Технико-технологическое исследование произведений искусства (станковой живописи)», «Русское искусство в контексте культуры». Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория и история культуры», «История европейской цивилизации. XVІ–XX века».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать представление о современной теории и практике консервации/ реставрации, ее целях, задачах и методах
  • развить умение увидеть и интерпретировать результаты реставрационного вмешательства
  • выработать современный подход к сохранению и реставрации культурного наследия
  • сформировать базовое представление об основных правилах музейного хранения и обращения с памятниками материальной культуры
  • освоить базовые знания о реставрации, необходимые в профессиональной деятельности историка искусств (эксперта, работника музея, галерея и т.п.)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать современные подходы и методы, принятые в современной реставрации произведений искусства
  • иметь навыки самостоятельного описания состояния сохранности художественных ценностей и описания реставрационных работ
  • освоить основные термины, связанные с реставрацией и хранением художественных ценностей
  • уметь использовать данные о состоянии сохранности произведений и проведенных реставрационных процессах в своих исследованиях и профессиональной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История реставрации: практика реставрационной деятельности от античности до XX века. Материальная составляющая памятников искусства.
  • История реставрации: практика реставрационной деятельности от античности до XX века. Истории развития реставрационной деятельности до XIX века.
  • История реставрации: практика реставрационной деятельности от античности до XX века. Реставрационная деятельность в XIX веке.
  • История реставрации: практика реставрационной деятельности от античности до XX века. Развитие реставрации в России в XIX – первой половине XX века.
  • Теория реставрации, основные понятия и принципы современной научной реставрации. Развитие реставрации после Первой мировой войны.
  • Теория реставрации, основные понятия и принципы современной научной реставрации. Влияние развития естественных наук на реставрацию с конца XIX века, начало научного подхода к сохранению произведений искусства.
  • Теория реставрации, основные понятия и принципы современной научной реставрации. Основные принципы современной научной реставрации.
  • Современные методы и принципы консервации и реставрации произведений станковой живописи. Материальная структура произведений станковой живописи, причины и виды ее разрушения.
  • Современные методы и принципы консервации и реставрации произведений станковой живописи. Виды повреждений грунта.
  • Современные методы и принципы консервации и реставрации произведений станковой живописи. Виды повреждений красочного слоя.
  • Современные методы и принципы консервации и реставрации произведений станковой живописи. Исторические полемики по расчисткам.
  • Современные методы и принципы консервации и реставрации произведений станковой живописи. Основные правила хранения и обращение с произведениями искусства.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
    В реферате (письменной работе объемом 2-3 тыс. слов) студент дает оценку содержания монографии или серии статей из списка литературы, представляет цели и задачи автора научного труда, дает оценку выводам и результатам исследования в контексте изучения теории и практики реставрации памятников изобразительного искусства
  • неблокирующий Доклад
    В докладе (устное выступление с прилагаемым текстом 2-3 тыс. слов) студент должен изучить, изложить и прокомментировать один из аспектов (вопросов), связанных с вопросами реставрации, продемонстрировать владение специальной реставрационной терминологией и показать понимание сути реставрационных процессов и связанных с ними проблем. При подготовке доклада студент должен пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках, что предполагает самостоятельную работу с электронными ресурсами и фондами ВШЭ, а также других библиотек (РГБ, ВГБИЛ) и ориентацию в интернет-ресурсах. Доклад является самостоятельным научным исследованием, выполненным на основе анализа прочитанной литературы, методов реставрации или предмета искусства.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен – устное испытание, на котором студент должен продемонстрировать владение материалом пройденного курса и базовыми навыками поиска и обработки библиографической информации, владение профессиональной терминологией, показать понимание принципов и методов современной реставрации, уметь критически анализировать результаты проведенной реставрации.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.3 * Доклад + 0.3 * Реферат + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hill Stoner, J., & Rushfield, R. (2012). Conservation of Easel Paintings. Germany, Europe: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.72D47E2C
  • Muñoz Viñas, S. (2005). Contemporary Theory of Conservation. Oxford: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=123428
  • Rushfield, R. A., & Stoner, J. H. (2012). Conservation of Easel Paintings. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=536352
  • The conservation of easel paintings, , 2012
  • Консервация и реставрация станковой темперной живописи : учеб. пособие для вузов, Бобров, Ю. Г., 2008
  • Реставрация станковой масляной живописи : учеб. пособие для вузов, Алешин, А. Б., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Contemporary theory of conservation, Munoz Vinas, S., 2011
  • Historical and philosophical issues in the conservation of cultural heritage, , 1996
  • Issues in the conservation of paintings, , 2004
  • Jokilehto, J. (2017). A History of Architectural Conservation (Vol. Second edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1619256

Авторы

  • Гусева Анна Валентиновна
  • Никогосян Мариам Николаевна
  • Линькова Ксения Владимировна