Магистратура
2023/2024
Современные вызовы и измерения социально-экономического развития
Статус:
Курс обязательный (Государственное и муниципальное управление)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Аникин Василий Александрович
Прогр. обучения:
Государственное и муниципальное управление
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе разбираются типы социально-экономического развития и их индикаторы. Анализируются различные основания для группировки стран - по модели капитализма, по доходу, по степени индустриализации. Разбираются концепции социальной политики, в контексте которых формируются задачи для реализующих ее органов государственной власти. К таким концепциям относятся: качество жизни, человеческое развитие, концепция ESG, качество рабочих мест, бедность и др. Особый акцент в курсе сделан на методологии измерений и формирования индикаторов. Разбираются методы и алгоритмы проверки валидности индексов в соответствии с принятыми в мире стандартами. Курс адресован как студентам, обучающимся по направлению «Государственное и муниципальное управление», так и социологам, политологам. Учебный курс разработан в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325). При разработке и реализации учебного курса используются новейшие результаты, полученные в рамках проектов Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
Цель освоения дисциплины
- Получить представление о типологии социально-экономического развития и их индикаторов.
- Эффективно применять навыки анализа макроэкономических данных.
- Получить представление о методах и алгоритмах проверки валидности индексов в соответствии с принятыми в мире стандартами.
Планируемые результаты обучения
- Знает и умеет различать типы шкал, меры среднего и меры разброса для разных типов шкал.
- умение выявлять проблемы социально-экономического развития района
- Умеет определять типы шкал и оценивать связи между показателями, измеренными в различных шкалах.
- Понимает значение термина "человеческий капитал" и основные способы его оценки
Содержание учебной дисциплины
- Лекция 1: Введение. Основные подходы к измерению социально-экономического развития
- Лекция 2: Теория и практика измерения. Система шкал
- Лекция 3: Человеческий капитал. Теория и тенденции
- Лекция 4: Человеческий капитал. Оценки и тенденции
- Лекция 5: Человеческий потенциал. Теория, измерение, данные
- Лекция 6: Монетарные неравенства и бедность
- Лекция 7: Профессиональная структура. Теория, измерение, тренды
- Лекция 8: Качество рабочих мест. Теория, измерение, тренды
Элементы контроля
- Домашнее заданиеРазработать количественный показатель оценки какого-либо процесса/феномена* на уровне региона или страны
- ЭссеАнализ одного из социальных индикаторов на предмет эволюции его концепции и способов измерения на макро- и микро-данных. Сильные и слабые стороны индикатора, пути его адаптации под реалии России
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- di Bella, E., Leporatti, L., & Maggino, F. (2017). Big data and social indicators: actual trends and new perspectives. https://doi.org/10.1007/s11205-016-1495-y
- Социология неравенства. Теория и реальность - 978-5-7598-0913-5 - Шкаратан, О. И. - 2012 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/29666 - 29666 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- БОРОДКИН Ф.М. (2004). Социальные индикаторы — что это такое? Мир России. Социология. Этнология, 13(4).