• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

История философии античности и патристики

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 152

Программа дисциплины

Аннотация

Курс истории философии состоит из двух разделов. Вначале первокурсники знакомятся с философией как учебной дисциплиной: с ее объектом, предметом и методами; ее назначением в общественной жизни и с главными видами философского знания. Затем студенты изучают историю античной философии и основные школы мысли Древней Греции. В рамках изучения третьего раздела дисциплины студенты изучают раннюю средневековую философскую мысль.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - ознакомление студентов с ранним периодом развития философии (Древняя Греция, Рим); - ознакомление студентов с началами христианской философии (патристики); - ознакомление с основными проблемами схоластики; - обучение основополагающим для европейской культуры понятиям, умение пользоваться философским понятийным инструментарием; - рассмотрение метафизических систем, эстетических, этических и политических доктрин античной и средневековой философии; - ознакомление слушателей с творчеством великих философов прошлого; - раскрытие актуальности великих философских вопросов древности в контексте современного философского дискурса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • объясняет сущность эпикуреизма, скептицизма, стоицизма;
  • Знает и может изложить основные понятия платоновской философии, ориентируется в содержании и тематике ключевых диалогов.
  • Знание основных произведений и идей Платона.
  • Знать теорию платоновского очищения души. Знать платоновскую критику знания, основанного на ощущении, мнении, мнении с “объяснением”.
  • Знает ключевые темы диалога Платона "Государство"
  • Знать основные отличия классического периода античной философии от его раннего этапа. Понимать особенности таких разделов философии как: антропология, гносеология, социальная и политическая философия. Уметь видеть в социальных и политических концепциях софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, Полибия и Цицерона истоки и основные идеи современных социальных и политических теорий.
  • Понимает специфику постановки и решения проблемы бытия в философии Платона.
  • Знает историко-политический контекст мысли Сократа, сократические методы. Ориентируется в учении о душе Платона и его теории познания. Различает знание и мнение в философии Платона, может воспроизвести иерархию знания. Понимает место мифа в мысли Платона, знает содержание диалога "Государство". Может воспроизвести основные космологические идеи Платона. Понимает исторический контекст и содержание спора между софистами и Платоном.
  • Знает содержание "Категорий" и "Метафизики" Аристотеля. Понимает критику Платона Аристотелем. Ориентируется в основных идеях Аристотеля: предмет «первой философии». учение о причинах, гилеморфизм, учение о возможности и учение о действительности. Знает основные положения этической и политической философии Аристотеля. Ориентируется в основных положениях философии эпохи эллинизма и в философской системе неоплатонизма.
  • Знает учение Платона о двух мирах. Знает Аристотеля об этике и добродетелях в личной и социальной жизни. Знает моральные категории щедрости, великодушия и великолепия.
  • Отличает аристотелизм от платонизма, знает существо учения Платона об идеях, ключевое содержание его политических взглядов.
  • Объяснять концепции души в классической античной философии (Платон, Аристотель). Рассказать, в каком отношении находятся понятия "душа" и "личность".
  • Объяснять основные концепции происхождения античной философии.
  • Знать периодизацию античной философии.
  • Владеть технической терминологией.
  • Иметь навыки чтения и интерпретации первоисточников.
  • Знать принадлежность философа к историко-философскому периоду, направлению и/или философской школе. Указывать авторство текста того или иного философа. Владеть философской терминологией (природа, причина, начало) на древнегреческом и русском языках. Уметь анализировать фрагменты философских текстов. Знать основные историко-философские концепции и интерпретации (Целлер, Гатри, Йегер, Лебедев и др.)
  • Знает особенности философского дискусра эллинистического периода. Видит преемство концептов между архаическим, классическим и эллинистическим периодами античной философии. Знает классификацию наук в стоической и эпикурейской философии. Понимает специфику постановки онтологических, гносеологических и этических проблем. Разбирается в осбенностях скептической критики догматических философских программ. Владеет терминологическим аппаратом.
  • Объяснять особенности римского стоицизма, среднего платонизма и неоплатонизма. Знать персоналии. Владеть терминологией. Читать первоисточники и уметь интерпретировать их. Разбираться в основных историко-философских концепциях, посвященных этому философскому периоду.
  • Объяснять постановку вопроса о соотношении вера и знание, Афин и Иерусалима. Излагать основные идеи раней христианской философии: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, традиционализм. Излагать историко-философские концепции о соотношении античной интеллектуальной культуры и христианства. Объяснять, что такое эллино-христианский синтез и каким образом он осуществлялся. Знать понятия - патристика, апологетика, кто такие Отцы Церкви и Учителя Церкви.
  • Ориентироваться в теоретическом содержании христианской догматики. Соотносить богословские концепции отцов церкви с античной фиософией. Владеть богословско-философской терминологией на греческом и латинском языках. Иметь представление об серии познания, антропологии и теологии, философии истории Аврелия Августина.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Возникновение философии
  • Ранняя греческая философия («досократики»)
  • Классический век древнегреческой философии
  • Философские школы эпохи эллинизма
  • Философия эпохи Империи
  • Христианская философия. Патристика.
  • Зрелая патристика (IV–V вв.). Эпоха вселенских соборов. Тринитарные и христологические споры.
  • Поздняя патристика (конец V – начало VIII в.). Мистическое богословие и переход от патристики к схоластике.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Оценки выставляются по итогам проведения семинарских занятий, в зависимости от ответов студентов
  • неблокирующий Конспекты первоисточников
    Под письменными работами понимаются конспекты первоисточников и блиц-тесты. Оценки за работу на семинарских занятиях и письменные работы преподаватель выставляет в рабочую ведомость. При этом студентка/студент поощряется повышенной оценкой (9, 10 баллов), если имеются 1) точный и полный ответ на вопрос/несколько вопросов, поиск и приведение подходящих цитат для ответа из обсуждаемого философского текста, корректное парафразирование, попытка философского анализа (9 баллов). Или 2) на все вопросы даны правильные и точные ответы, безупречное знание текста и сопутствующей научной литературы. Ясное и последовательное изложение ответа с элементами анализа. Безупречное владение терминологическим аппаратом (10 баллов)
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    0.18 * Аудиторная работа + 0.18 * Аудиторная работа + 0.24 * Конспекты первоисточников + 0.4 * Экзамен
  • 2023/2024 4th module
    0.18 * Аудиторная работа + 0.18 * Аудиторная работа + 0.12 * Конспекты первоисточников + 0.12 * Конспекты первоисточников + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • "Утешение Философией" и другие трактаты, Боэций, 1996
  • Alpina - 22388 - М.Пильюччи - Счастливая жизнь: Руководство по стоицизму для современного человека - 9785001394709 - Альпина нон-фикшн - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22388
  • Alpina - 23971 - Д.Селларс - Философия безмятежности. Тетрафармакос Эпикура - 9785001397007 - Альпина нон-фикшн - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/book/23971
  • Alpina - 24284 - Д.Селларс - Как жить: Уроки стоицизма от Эпиктета, Сенеки и Марка Аврелия - 9785001397854 - Альпина нон-фикшн - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/book/24284
  • Aristotle, & Ellis, W. (2009). The Politics of Aristotle : A Treatise on Government. [Waiheke Island]: The Floating Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=313807
  • Hypothekai: Hypothekai : Софисты и образование. Вып.7, , 2023
  • Miriam Campolina Diniz Peixoto. (2017). Life, Birth and Death in Democritus. Atomistic Reflections Between Physics and Ethics. https://doi.org/10.14746/pea.2017.1.8
  • Morel, P.-M., & Brancacci, A. (2007). Democritus : Science, the Arts, and the Care of the Soul: Proceedings of the International Colloquium on Democritus, Paris, 18-20 September 2003. Brill.
  • Porphyry on Plotinus. Ennead I, Plotinus, 2000
  • Zingano Marco. (2015). Aryeh Kosman, The Activity of Being. An Essay on Aristotle’s Ontology. Revue Philosophique de Louvain, (1), 178. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.phlou.0035.3841.2015.num.113.1.8432.t1.0178.0000.2
  • Александрийская школа в истории философско - богословской мысли, Саврей, В. Я., 2006
  • Анаксагор, Рожанский, И. Д., 1983
  • Антиохийская школа в истории христианской мысли : учеб. пособие для вузов, Саврей, В. Я., 2012
  • Античная философия : (фрагменты и свидетельства), , 1940
  • Аристотель - Категории - НИЦ ИНФРА-М - 1939 - ISBN: - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=68004
  • Аристотель : жизнь и смысл, Лосев, А. Ф., 1982
  • Аристотель : человек, наука, судьба наследия, Зубов, В. П., 2009
  • Аристотель, -.  Метафизика / Аристотель ; переводчик А. В. Кубицкий. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 241 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07009-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516637 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Аристотель, -.  Политика / Аристотель ; переводчик С. А. Жебелёв ; под общей редакцией А. И. Доватура. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 297 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05007-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515728 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Аристотель, -.  Физика / Аристотель ; переводчик В. П. Карпов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 228 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08826-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517096 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Аристотель, Категории Аристотеля на греческом и русском языках / Аристотель. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 107 с. — ISBN 978-5-507-38099-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/47028 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Афинская школа философии : филос. язык Платона и Аристотеля, Васильева, Т. В., 1985
  • Бурмистров, М. (2014). Брэдшоу Д. Аристотель На Востоке И На Западе. Метафизика И Разделение Христианского Мира / А. Р. Фокин, А. И. Кыржелев, Пер., А. Р. Фокин, Отв. Ред. Языки Славянских Культу. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.28CF7BAF
  • Воспоминания о Сократе, Ксенофонт, 1993
  • Восточные отцы Церкви, Флоровский, Г., 2005
  • Вторая эннеада, Плотин, ., 2004
  • Гераклит : 1. Начало западного мышления; 2. Логика. Учение Гераклита о логосе, Хайдеггер, М., 2011
  • Гераклит, Кессиди, Ф. Х., 2004
  • Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности : пер. с греч., лат., Демокрит, 1935
  • Демокрит, Виц, Б. Б., 1979
  • Диалоги, Платон, ., 1986
  • Диалоги, Платон, ., 2007
  • Диалоги, Платон, ., 2008
  • Исида и Осирис, Плутарх, 2006
  • Мочалова, И. (2014). Можно Ли Научиться Добродетели? (Софисты, Исократ И Платон О Воспитании). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DF285C09
  • Орлов, Е. (2012). Аристотель Об Универсальном, Обыденном И Деятельном Знании В «Первой Аналитике» Ii 21. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7DE9CB93
  • Сыров, В., & Суханова, С. (2014). «О Граде Божьем» И Современная Философия Истории Или Что Нам Могут Сказать Размышления Августина Об Истории. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EA97233F
  • Толстой, А. К. Иоанн Дамаскин / А. К. Толстой. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 18 с. — ISBN 978-5-507-20820-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/21272 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Чернышёв, Б. С.  Софисты / Б. С. Чернышёв. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 195 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07914-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516897 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Античная философия, Богомолов, А. С., 2006
  • Античный скептицизм и философия науки: диалог сквозь два тысячелетия : монография, Гусев, Д. А., 2015
  • Духовные упражнения и античная философия : пер. с фр., Адо, П., 2005

Авторы

  • Михайловский Александр Владиславович
  • Макарова Ирина Владимировна