• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

История искусств стран Востока

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «История искусств стран Востока» предлагает познакомиться с развитием традиционной культуры и искусства народов стран Востока с древности до XIX веке. Дисциплина состоит из нескольких разделов, каждый из которых знакомит студентов с особенностями жанров, канонов, стилистики изобразительных, визуальных искусств изучаемых восточных регионов. Дисциплина призвана научить понимать социальные и эстетические ценности, нравственные установки, заложенные в красоте памятников искусства, развить способность разбираться в семантике памятников.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представления об основных этапах мирового развития искусства с особым акцентом на историю искусств стран Азии и Африки
  • Сформировать представление об особенностях и многообразии культурного наследия отдельных цивилизаций и культур Ближнего и Дальнего Востока; выработать и развить способность понимания важнейших культурных событий и процессов, определивших основные направления развития истории искусства в странах Востока
  • Развить у студентов базовые навыки описания и формально-стилистического анализа произведений искусства; познакомить студентов с особенностями художественного языка памятников искусства народов Востока
  • Сформировать представление о семиотике искусств и ее связях с сакрально-религиозными представлениями народов Азии
  • Сформировать умение использовать в профессиональной и исследовательской деятельности знания о проблемах развития искусств разных регионов Востока
  • Развивать способность использования знания и понимания национальных традиций в современном мире, этнических ценностей мировой и российской культуры
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о вкладе народов Востока в мировое искусство, а также о контактах и взаимовлиянии искусства России и Востока.
  • Имеет навыки использования знаний о памятниках мирового искусства в практике межкультурной коммуникации; корректного применения понятийного аппарата искусствоведческих исследований в сфере изучения культурных, религиозных и социальных традиций и при анализе памятников искусства стран Востока.
  • Знает основы искусствоведческой и культурологической методологии, знаком с основными понятиями и терминами истории искусств; умеет ориентироваться в научной литературе по истории и теории искусств и семиотике.
  • Знает периоды истории культуры и истории искусства народов Ближнего и Дальнего Востока.
  • Имеет представление об основных художественных школах и направлениях, о творчестве крупнейших мастеров и их влиянии на современные культурные проблемы и процессы.
  • Способен использовать междисциплинарные знания для квалифицированного поиска информации в системе Интернет, демонстрирует знания и умение работать со специальными компьютерными программами.
  • Умеет ориентироваться в особенностях знаковой системы изобразительных искусств стран Востока; способен распознавать значение образного ряда в произведениях искусства, а также знает процессы их трансформации и эволюции.
  • Умеет ориентироваться в стилях и направлениях изобразительных искусств стран Востока, знает историю и особенности формирования визуальных искусств исследуемых регионов.
  • Умеет создавать исследовательские, экспертные и аналитические тексты, исходя из основных принципов их организации и выбора жанров, чтобы адекватно ставить научные задачи.
  • Имеет навыки применения знаний об особенностях исследования памятников искусства, их описания и анализа при написании учебных и научных работ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Искусство Ближнего Востока и Индии.
  • Раздел 2. Искусство Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты по материалам лекций
    В конце каждого раздела студент должен пройти тест. Тесты выполняются на семинарах, и состоят из 10 вопросов: визуальных картинок, терминов, информации о мастерах/ исследователях или памятниках культуры и искусства стран Востока. Студент должен правильно атрибутировать памятник искусства/ раскрыть значение термина/ ответить на вопрос о мастере или исследователе. 1 правильный ответ = 1 баллу. Специальных списков предметов/ терминов/ имен мастеров и исследователей перед тестами студентам НЕ предоставляется, все вопросы формируются по материалам лекций. Если тест не был пройден в срок, студент получает 0 баллов за каждый пропущенный тест. Итоговая оценка по данному виду контроля выставляется как среднее арифметическое оценок за пройденные тесты.
  • неблокирующий Доклад на семинарах
    Студенты делают доклады в парах. Студенты учебных групп таким образом распределяют выбранные темы докладов, что на каждом семинаре курса должен быть сделан 1 доклад, но не более 3 докладов. Если в академической группе до 26 человек: семинарская группа 1 выбирает нечетные темы, группа 2 - выбирает четные темы. Студенты записываются на доклады заранее, на определенные даты, и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Эссе должно содержать четкое авторское понимание смысла темы эссе. Студент должен выбрать и обозначить научную область (области), в рамках которой (которых) будет написано эссе, использовать соответствующие научные понятия и термины, сформулировать выводы.
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен – 1 час 30 минут. Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из одного вопроса (примерный перечень указан в программе дисциплины), за развернутый ответ на который выставляется максимальная оценка 10 баллов, и 10 вопросов в форме теста: 5 визуальных картинок и 5 терминов, - за ответы на которые выставляется максимальная оценка 10 баллов (1 правильный ответ – 1 балл).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.2 * Доклад на семинарах + 0.25 * Тесты по материалам лекций + 0.35 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bloom, J. (2016). Early Islamic Art and Architecture. Routledge.
  • Fang, L., & Fang, L. (2019). Chinese Buddhism and Traditional Culture. Routledge.
  • Woodfield, R. (2001). Art History As Cultural History : Warburg’s Projects. Routledge.
  • История искусств. Эпохи и образы : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. М. Ванюшкина, С. А. Тихомиров, И. И. Куракина, Л. В. Дмитриева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 538 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07165-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441304 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Флиттнер, Н. Д.  Культура и искусство Двуречья / Н. Д. Флиттнер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 336 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05857-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/410475 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Альбедиль, М. Ф.  Религиоведение. Буддизм : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. Ф. Альбедиль. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 169 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07304-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442147 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Альбедиль, М. Ф.  Религиоведение. Индуизм : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. Ф. Альбедиль. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 132 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07305-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442148 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Деменова, В. В.  Доисламское искусство Индии : учебное пособие для вузов / В. В. Деменова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 141 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08216-6 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1890-2 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438582 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Денике, Б. П.  Архитектура Японии. Японская цветная гравюра / Б. П. Денике. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 194 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11699-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445919 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Кривцун, О. А.  Психология искусства : учебник для бакалавриата и магистратуры / О. А. Кривцун. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 265 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02354-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433229 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Малинина, Е. Е.  Культура Японии. Искусство буддизма дзэн : учебное пособие для вузов / Е. Е. Малинина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 260 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08183-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442240 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Алферова Наталья Васильевна